Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 505   >>>

  

Доклад Карла Вестберга.

«Школа и алкоголь».

«Школа и алкоголь» или «Школа в борьбе с алкоголизмомъ»—вот тема моего доклада. И я уже слышу возражение: до алкоголизма-ли школе, когда она едва справляется со своей обширной программой,—да и есть-ли вообще надобность говорить о нем уже в школе?—Опровергнуть эти возражения не трудно. Мы знаем, как вредно алкоголь влияет на неразвитый организм ребенка и как он препятствует развитию его способностей. И то и другое достаточно подтверждается собранными в Западной Европе статистическими данными, по которым успехи детей трезвенников всегда превышают успехи даже пьющих весьма умеренно. К тем же результатам привели статистическия данные, разработанные рижской группой учителей и учительниц трезвенников. Далее нам известно, как дети часто уже дома привы-каюгь к потреблению опьяняющих напитков и как велико, при некотором пристрастии к алкоголю, искушение перейти границы. Уже отсюда следует, что школа, в задачи которой входит не только сообщение молодежи познаний, но и воспитание ея в духе порядочности и добрых нравов, должна считать серьезной обязанностью—обращать внимание подростающого поколения на все опасности потребления крепких напитков и дать ему в руки оружие для борьбы, при вступлении в жизнь, с опаснейшим врогом всякого прогресса. Ставя себя в -такое положение к алкогольному вопросу, школа в нраве рассчитывать на поддержку и симпатии правительства, так как государство может процветать и развиваться лишь при условии, чтобы граждане сохраняли все свои силы, необходимые для успешного соревнования с другими народами.

Итак, алкогольный вопрос в школе есть вместе с тем и вопрос государственный и должен обсуждаться именно как таковой. К такому заключению пришли уже в целом ряде государств, как-то: в Канаде, Франции, Бельгии, Швеции и раньше всего в Соединенных Штатах, где во всех общественных школах преподается учение о вреде алкоголизма. Незьзя, конечно, утверждать, что положения применимые в Америке были бы уместны уже в настоящее время у нас в России; нельзя раньше всего но признать, что за недостатком элементарных познаний и достаточно подготовленных педогогических сил, введение обя- / зательного преподавания трезвости во всех школах в настоя-

— 506 —

щее время не осуществимо и даже не желательно; тем не менее, к этой цели нужно стремиться всеми силами, безразлично, имеется-ли в виду правильное, систематическое преподавание или лишь случайные наставления.

Но возможно-ли вообще обсуждение вопроса об алкоголизме в школе, когда учителя, за редкими исключениями, относятся к этому вопросу вполне индифферентно н даже отрицательно? Школа создается не предписаниями и не законами, а учителями, и именно их-то и нужно завербовать для этого дела, если мы хотим, чтобы борьба школы с алкоголизмом приводила к сколько-нибудь заметным результатам. Если вникнуть в дело, то мы увидим две возможности, ведущия к достижению намеченной цели. Первая имеет в виду молодых людей, готовящихся к педогогической деятельности, вторая—уже подготовленных преподавателей. Что касается молодых подгохонляющихся учителей, то время учения дает им полную возможность основательно ознакомиться с алкогольным вопросом. Лучше всего это достижимо в семинариях, университетах или других учебных заведениях, где учащиеся могли бы основательно знакомиться с этим предметом с физиологически-психологической точки зрения и подвергаться при .выпуске соответствующему испытанию. Как строг в этом отношении действующий закон в Канаде, видно из того, что никто не получает аттестатов на право преподавания в общественных школах, если не выдержит удовлетворительно испытания по физиологии и гигиене, притом специально в применении к алкоголизму. У практикующих уже учителей гораздо труднее возбудить интерес и сознательное отношение к делу. Но в этом отношении возможно кое-что сделать. Тут нужно было-бы, главным, образом позаботиться об интересных лекциях и собеседованиях или о научных курсах для изучения алкогольного вопроса; примером в этом отношении может служить Швеция, где такие курсы учреждены правительством. Кроме того, нужно дать возможность учителям ознакомиться с главнейшими произведениями алкогольной литературы, для чего первым делом следует приобрести эти сочинения для учительских библиотек. Хотя изучение алкогольного вопроса можно рекомендовать всему учительскому персоналу, но раньше всего им следовало бы заняться руководителям школы, законоучителям и преподавателям естественных наук.

Ознакомившись с положением алкогольного вопроса и проникнувшись сознанием того зла, под гнетом которого мы теперь страдаем, учащие станут на надлежащую точку зрения и сами будут настаивать на том, чтобы школа вступила в решительную борьбу. И тогда вскоре всем станет ясно, что в этом деле мерами запретительного и карательного характера среди учащейся молодежи ничего не добьешься, и что необходимы меры более действительные. Таковыми в школе являются соответствующия наставления и последовательное приучение детей к трезвости, причем следует начинать в том возрасте, когда у детей еще