Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 504   >>>

  

— 504 -

На обязанности педогогического персонала лежит: внушать родителям важность воспитания детей, в духе трезвости и воздержании, а детямъ—разъяснять опасность от алкоголя для молодого, растущого организма, и в общем, вести физическое, умственное и нравственное воспитание молодежи так, чтобы она сама явилась проводником в общество здравой гигиены и нравственности.

Здесь большим пособием может быть учреждение „кружков трезвости11 среди учащихся, в которых, под руководством врачей или преподавателей, они могли бы в свободное время от занятий, пользоваться разными удовольствиями, удовлетворяющими и нравственной и этической целям.

Во Франции в настоящее время до 800 школьных обществ трезвости. Результаты пока очень трудно проследить, так как весь этот почин сделан очень недавно; преподавание трезвости и школьные общества начались в 1896—1897 г.г.

Францусское министерство народного просвещения крайне заинтересовано этим вопросом и настаивает на утверждении в высшем совете министерства выработанного, им проекта, о введении антиалкогольного преподавания в первоначальных и средних школах (лицеях и колледжах), а равно и о включении в экзаменационную программу вопросов по алкоголизму.

„Реформа трезвости лежит в основе всех реформъ".

Эти слова Кобдена должны руководить людьми, преданными великой идее посильного служения интересам страждущого человечества.

Итак, по нашему крайнему разумению, борьба с пьянством и со всеми его гибельными последствиями, должна, прежде всего, опираться на правильное, рациональное воспитание.

Вопрос об алкоголизме детей — вопрос государственный, стоящий на первой очереди, с этим вопросом связано экономическое, физическое и нравственное развитие народа.

Сравнительно правильно поставленное воспитание в семье и школах, наряду с преподаванием о вреде алкоголя, безусловно ослабить влияние наследственности и положить предел победному шествию алкоголя в семью.

Мы настаиваем на необходимости самой широкой пропаганды, направленной на распространение в обществе и в особенности в среде подростающих поколений, верных понятий об ужасных последствиях алкоголизма и о необходимости борьбы с ними всеми средствами.

Предлагаю от имени Первого Всероссийского Съезда по борьбе с пьянством возбудить перед Госуд. Думой ходатайство провести в законодательном порядке вопрос о преподавании в школе начал трезвости.

Доклад Карла Вестберга.

«Школа и алкоголь».

«Школа и алкоголь» или «Школа в борьбе с алкоголизмомъ»—вот тема моего доклада. И я уже слышу возражение: до алкоголизма-ли школе, когда она едва справляется со своей обширной программой,—да и есть-ли вообще надобность говорить о нем уже в школе?—Опровергнуть эти возражения не трудно. Мы знаем, как вредно алкоголь влияет на неразвитый организм ребенка и как он препятствует развитию его способностей. И то и другое достаточно подтверждается собранными в Западной Европе статистическими данными, по которым успехи детей трезвенников всегда превышают успехи даже пьющих весьма умеренно. К тем же результатам привели статистическия данные, разработанные рижской группой учителей и учительниц трезвенников. Далее нам известно, как дети часто уже дома привы-каюгь к потреблению опьяняющих напитков и как велико, при некотором пристрастии к алкоголю, искушение перейти границы. Уже отсюда следует, что школа, в задачи которой входит не только сообщение молодежи познаний, но и воспитание ея в духе порядочности и добрых нравов, должна считать серьезной обязанностью—обращать внимание подростающого поколения на все опасности потребления крепких напитков и дать ему в руки оружие для борьбы, при вступлении в жизнь, с опаснейшим врогом всякого прогресса. Ставя себя в -такое положение к алкогольному вопросу, школа в нраве рассчитывать на поддержку и симпатии правительства, так как государство может процветать и развиваться лишь при условии, чтобы граждане сохраняли все свои силы, необходимые для успешного соревнования с другими народами.

Итак, алкогольный вопрос в школе есть вместе с тем и вопрос государственный и должен обсуждаться именно как таковой. К такому заключению пришли уже в целом ряде государств, как-то: в Канаде, Франции, Бельгии, Швеции и раньше всего в Соединенных Штатах, где во всех общественных школах преподается учение о вреде алкоголизма. Незьзя, конечно, утверждать, что положения применимые в Америке были бы уместны уже в настоящее время у нас в России; нельзя раньше всего но признать, что за недостатком элементарных познаний и достаточно подготовленных педогогических сил, введение обя- / зательного преподавания трезвости во всех школах в настоя-