Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 506   >>>

  

— 506 —

щее время не осуществимо и даже не желательно; тем не менее, к этой цели нужно стремиться всеми силами, безразлично, имеется-ли в виду правильное, систематическое преподавание или лишь случайные наставления.

Но возможно-ли вообще обсуждение вопроса об алкоголизме в школе, когда учителя, за редкими исключениями, относятся к этому вопросу вполне индифферентно н даже отрицательно? Школа создается не предписаниями и не законами, а учителями, и именно их-то и нужно завербовать для этого дела, если мы хотим, чтобы борьба школы с алкоголизмом приводила к сколько-нибудь заметным результатам. Если вникнуть в дело, то мы увидим две возможности, ведущия к достижению намеченной цели. Первая имеет в виду молодых людей, готовящихся к педогогической деятельности, вторая—уже подготовленных преподавателей. Что касается молодых подгохонляющихся учителей, то время учения дает им полную возможность основательно ознакомиться с алкогольным вопросом. Лучше всего это достижимо в семинариях, университетах или других учебных заведениях, где учащиеся могли бы основательно знакомиться с этим предметом с физиологически-психологической точки зрения и подвергаться при .выпуске соответствующему испытанию. Как строг в этом отношении действующий закон в Канаде, видно из того, что никто не получает аттестатов на право преподавания в общественных школах, если не выдержит удовлетворительно испытания по физиологии и гигиене, притом специально в применении к алкоголизму. У практикующих уже учителей гораздо труднее возбудить интерес и сознательное отношение к делу. Но в этом отношении возможно кое-что сделать. Тут нужно было-бы, главным, образом позаботиться об интересных лекциях и собеседованиях или о научных курсах для изучения алкогольного вопроса; примером в этом отношении может служить Швеция, где такие курсы учреждены правительством. Кроме того, нужно дать возможность учителям ознакомиться с главнейшими произведениями алкогольной литературы, для чего первым делом следует приобрести эти сочинения для учительских библиотек. Хотя изучение алкогольного вопроса можно рекомендовать всему учительскому персоналу, но раньше всего им следовало бы заняться руководителям школы, законоучителям и преподавателям естественных наук.

Ознакомившись с положением алкогольного вопроса и проникнувшись сознанием того зла, под гнетом которого мы теперь страдаем, учащие станут на надлежащую точку зрения и сами будут настаивать на том, чтобы школа вступила в решительную борьбу. И тогда вскоре всем станет ясно, что в этом деле мерами запретительного и карательного характера среди учащейся молодежи ничего не добьешься, и что необходимы меры более действительные. Таковыми в школе являются соответствующия наставления и последовательное приучение детей к трезвости, причем следует начинать в том возрасте, когда у детей еще

— 507 —

не развилась страсть к алкоголю, следовательно, с учеников в возрасте от 8-ми до 10-ти лет.

Конечно, обучение должно быть сообразовано с развитием ребенка; так, с детьми младше 10-ти лета следует начать с бесед о пище и напитках вообще и о необходимости и о пользе их. Затем с пищи следует перейти к напиткам, не представляющим предметов первой необходимости, с указанием, что между'Ними есть и полезные, как-то: чай, кофе, какао, но есть и такие как вино, пиво и спиртные напитки, которые не могут быть причислены к полезным, так как содержат вредную жидкость—алкоголь, и очень мало, а часто и совсем не содержать питательных веществ. ИИотому-де люди часто причиняют себе большой вред, употребляя пиво, вино и спиртные напитки. Дети же и молодые люди, без специального предписания врачей не должны употреблять алкогольных напитков.

Детям в возрасте от 10-ти до 12-ти лет указывают на качества и полезное применение чистого алкоголя и, напротив, на общее вредное влияние его на человеческий организм. Затем следуете упомянуть о том, что вредные качества чистого алкоголя, блогодаря разбавлению его в алкогольных напитках, уменьшаются, однако не уничтожаются, и как различнейшия разрушающия влияния опьяняющих напитков отражаются на отдельных органах. И, наконец, обращается внимание на последствия потребления спиртных напитков в большом количестве.

Детям старше 12-ти лет следуете подробнее разъяснять последствия алкоголизма, в смысле огромного вреда, приносимого им отдельной личности, семье и государству.

Вот вкратце руководящия мысли, которыми пользуются в английских народных школах при преподавании воздержания.

Если у нас в России пока неосуществима система антиалко-гольного преподавания на подобие английской, то можно было бы применить систему „обучения кстати", по примеру францусских школ. Самые разнообразные предметы дают в этом отношении большой простор. При этом пользуются, главным образом, преподаванием закона Божьяго, стараясь влиять на нравственное развитие детей и предостерегать от потребления алкогольных напитков. Христианская мораль и литература не имеют недостатка в примерах и образах, взятых из жизни, и изречениях, весьма подходящих для этой цели. При преподавании родного языка также весьма удобно остановиться на алкогольном вопросе, из которого вытекали бы ценные темы для письменных работ. Что касается уроков но арифметике, то учебники содержать достаточное количество задач, в которых говорится о спиртных напитках. Тут легко можно было бы обратить внимание учеников на дороговизну этих напитков и на сбережения, получаемые при трезвом образе жизни. Естественно-науч-ные предметы отлично подходят для обучения детей в том же направлении. Так, в ботанике при беседах о винограде, в зоологии—ири прохождении насекомых, в химии—при обсуждении

зз