Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 484   >>>

  

— 4S4 -

пьющих приходится на возраст от 20—23 лет из общого числа пьющих.

Потребление спиртных напитков, так сильно распространившееся во всех классах и слоях населения со всеми печальными его последствиями для потребителей, как в физическом и моральном отношении, так и обществевно-экономическом, не миновало наших детей и нашей учащейся молодежи. Да иначе и быть не могло: дети паши, учащаяся молод,еж есть часть того же общества, среди которого им приходится жить и соприкасаться с положительными и отрицательными его сторонами и в том числе со спиртными напитками.

Но данным д-ра Григорьева, из 182 учеников в 4 школах Петербурга в возрасте 8—13 лет были знакомы со спиртными напитками 106 человек и 151 пили водку. Многие из них были уже пьяны, многие получают спиртные напитки от родителей ежедневно; некоторые заявляли, что могут выпить до 3-х рюмок сразу и любят выпить, так как „хорошо1* в голове шумит. В 4-х женских школах на 159 учениц в возрасте 8—ИО лет 149 были знакомы с спиртными напитками. Многия получали их ежедневно, некоторые „уже давно", некоторые бывали пьяны. Обращаясь, к так называемым „детальнымъ" данным по вопросу о пьянстве малолетних, мы у того же д-ра Григорьева находим такого рода цттфровый материал: из 470 мастеровых-алкоголиков 132 стали нить водку во время обучения в мастерских. Сопоставляя данные только этих двух рубрик, можно сделать весьма печальный вывод: — яд алкоголизма детскому возрасту прививается с двух сторон, семьей и мастерской.

Собственно говоря, такое совпадение, как прививка алкоголизма ребенку и семьей и мастерской, не должно поразить нас своей неожиданностью: мы знаем, что современная наша жизнь создает совокупность условий, общих и домашнему обиходу десятков тысяч семей, и повседневному обиходу всякой ремесленной мастерской. Среди таких условий едва ли не главное место занимает с одной стороны, слишком слабое развитие культуры, с другой—крайняя бедность нашей жизни теми благами, которые являются необходимыми для сколько-нибудь культурного существования.

Какая то непоятпая бессмысленная традиция заставляет наших юношей сочувственно относиться к дикому и безшабашному озорству.

Во всех студенческих кружках, при обстановке, позорящей достоинство культурного человека, раздается бессмысленная песня и шлется пьяное приветствие к alma mater, ея профессорам и студентам.

Тяжело становится за человечество и за молодое поколение при виде этих оргий. Этот пьяный праздник, когда собираются студенты в дни своих университетских праздников, когда большая часть молодежи впервые мертвецки напивается и убивает свой совесть, когда отцы и деды .этой молодежи сливаются с нею в

— 485 —

бурном разгуле, хочется всем этим пожилым, заслуженным и именитым людям, громко, на всю обширную Русь крикнуть: остановитесь и одумайтесь, стыдно и позор вам за то, что вы лучший день в жизни молодежи и отравляете ядом ии оскверняете alma mater. Какой ужасный культа почтения вы создаете во имя alma mater. Где же тут блогородное чувство и уважение к ней, к ея профессорам и студентам. Вы справляете тризну по юношески чистому прошлому и в то же время позорите и оскверняете блогородное чувство к alma mater, где вы впервые, в ея стенах вступили на путь широкого и свободного духовного развития. Этот день объединения учащейся молодежи со всеми бывшими в университете, должен быть истинным праздником просвещения, во имя общих академических и научных интересов. Только этими интересами и должна жить учащаяся молодежи,, о них вспоминать с чувством живейшого удовлетворения более зрелое поколение, не потерявшее среди всяких жизненых испытаний окончательно веру в осуществление своих юношеских идеалов. В такия минуты, когда забываются обычные жизненные невзгоды и вспоминается молодость с ея верой в возможность всеобщого счастья, непоколебимым убеждением в мощность своих сил, безконечной энергии своей деятельности для блага всего человечества,—петь места для пьяного разгула, позорящого блогородную идею праздника!..

В эти дни следует всегда вспоминать слова нашего маститого писателя Л. Н. Толстого: „Люди эти предавались тому, что иначе нельзя назвать, как безобразное пьянство, и среди этого безобразия радуются на самих себя и соболезнуют о непросвещенном народе... Что сильнее—то ли просвещение, которое распространяется в народе чтением публичных лекций и музеями, или та дикость, которая поддерживается и распространяется в народе зрелищами таких празднеств, как празднество 12-го Января, празднуемое самыми просвещенными людьми России?.. Пора понять, что просвещение, не основанное на нравственной жизни, не было и никогда не будет просвещением, а будет только затмением и развращениемъ".

Многие и очень многие из юношей вошли уже во вкус трактирной жизни. Туман винных паров отрывает их от семьи и бросает в объятия проституции. Ум и душа иомрачаются, они делаются распущенными, чувственными и .тупеют, и что всего ужаснее, блогодаря этим винным нарам, заражаются венерическими болезнями.

Необходимо разоблачить некоторые назревшие вопросы, надо договариваться до истины, кричать,—и о чем нужно было давно кричать, везде, повсюду, на всех перекрестках, кричать—о гибели наших детей. Порок пьянства детей и юношей, общого разгула и разврата, дейстительно кричит по ночам на улицах, сияет в окнах домов, залитых электрическим светом, ресторанах, кафе-шантанах, театрах, везде, повсюду заражая воздух. Но все это прикрыто или скромными названиями развлечений для