Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 483   >>>

  

— 483 —

^знакомство со вредом, который может причинить алкоголь,— вот одна из причин, столь роковым образом влияющих на молодежь. ИО—20 молодых людей, которые случайно ознакомились с основами трезвости, не осмеливаются выступить открыто против толпы; боязнь быть осмеянными, удерживает их от трезвости: им кажется, что они должны, что обязаны делать то, что делают другие, а эти люди делают то, о чем весьма авторитетно высказался профессор химии в Базеле, д-р М. Бунгф: „причиной, которая заставляет нас привыкать к употреблению спиртных напитков, служит мания подражания, как бы наследство человека от обезьяны. Первая кружка также приятна для человека, как первая сигара. Человек пьет потому, что пьют другие, а раз уже человек привыкнет пить, то в удобных случаях для этого недостатка не будет. Пьют при свидании, пьют при разлуке, пьют для успокоения голода, пьют, когда сыты для возбуждения аппетита; пьют во время холода, чтобы согреться, пьют и в жар чтоб охладиться; пьют, чтобы прогнать сонливость, пьют и для того, чтобы заснуть во время бессонницы; пьют с горя, пьют с радости, пьют на крестинах, пьют на похоронах; пьют, пьют... почему бы не выпить, чтобы заморозить червяка и забыть о нужде“.

Пьянство среди детей, к прискорбию, является для всех стран н народов фактом установленным и с ним необходимо считаться. Наблюдения над детьми школьного возраста у нас в России приводить к тому грустному и весьма печальному выводу, что пьянство среди детей у нас пустило глубокие корни. Так, по сообщению „Вести. Новгородского Земства44 опрос учеников земского училища (Казанского) 27 мальчиков и 18 девочек, относительно употребления водки и пива, показал следующее— из 27 .мальчиков, 21 пили водку и красное вино, 23 пьют пиво (из них 12 напивались но одному разу во время свадеб); из 18 девиц, 11 пили красное вино, ИО пьют пиво и все 18 не пробовали водки. Произведенный подсчет показывает, что мальчики в возрасте 9—13 лет уже знакомы с губительным действием опьяняющих напитков. Виной этому—неуместный обычай в деревняхъ—подносить всем без изъятия и даже детям, пришедшим посмотреть на свадьбу. В так называемый „девишник44, но обычаю, жених или отец жениха выносят в холодные сени большой графин водки с закуской и начинают подносить всем но очереди по 2 стакана водки. Маленьким, пришедшим смотреть на свадьбу, наливают такой же стакана,. Неуместное и предосудительное поведение старших в данном случае гибельно влияет и на младших. Некоторых, выпивших стакан водки, начинает рвать. Иные становятся не в меру развязными и способными на грубые выходки.

Возраст, с которого начинают нить учащиеся, колеблется с 7—8 лет до 20 лет. В среднем наиболее всего приходится на возраст между 15—20 годами. Наибольший процент

— 4S4 -

пьющих приходится на возраст от 20—23 лет из общого числа пьющих.

Потребление спиртных напитков, так сильно распространившееся во всех классах и слоях населения со всеми печальными его последствиями для потребителей, как в физическом и моральном отношении, так и обществевно-экономическом, не миновало наших детей и нашей учащейся молодежи. Да иначе и быть не могло: дети паши, учащаяся молод,еж есть часть того же общества, среди которого им приходится жить и соприкасаться с положительными и отрицательными его сторонами и в том числе со спиртными напитками.

Но данным д-ра Григорьева, из 182 учеников в 4 школах Петербурга в возрасте 8—13 лет были знакомы со спиртными напитками 106 человек и 151 пили водку. Многие из них были уже пьяны, многие получают спиртные напитки от родителей ежедневно; некоторые заявляли, что могут выпить до 3-х рюмок сразу и любят выпить, так как „хорошо1* в голове шумит. В 4-х женских школах на 159 учениц в возрасте 8—ИО лет 149 были знакомы с спиртными напитками. Многия получали их ежедневно, некоторые „уже давно", некоторые бывали пьяны. Обращаясь, к так называемым „детальнымъ" данным по вопросу о пьянстве малолетних, мы у того же д-ра Григорьева находим такого рода цттфровый материал: из 470 мастеровых-алкоголиков 132 стали нить водку во время обучения в мастерских. Сопоставляя данные только этих двух рубрик, можно сделать весьма печальный вывод: — яд алкоголизма детскому возрасту прививается с двух сторон, семьей и мастерской.

Собственно говоря, такое совпадение, как прививка алкоголизма ребенку и семьей и мастерской, не должно поразить нас своей неожиданностью: мы знаем, что современная наша жизнь создает совокупность условий, общих и домашнему обиходу десятков тысяч семей, и повседневному обиходу всякой ремесленной мастерской. Среди таких условий едва ли не главное место занимает с одной стороны, слишком слабое развитие культуры, с другой—крайняя бедность нашей жизни теми благами, которые являются необходимыми для сколько-нибудь культурного существования.

Какая то непоятпая бессмысленная традиция заставляет наших юношей сочувственно относиться к дикому и безшабашному озорству.

Во всех студенческих кружках, при обстановке, позорящей достоинство культурного человека, раздается бессмысленная песня и шлется пьяное приветствие к alma mater, ея профессорам и студентам.

Тяжело становится за человечество и за молодое поколение при виде этих оргий. Этот пьяный праздник, когда собираются студенты в дни своих университетских праздников, когда большая часть молодежи впервые мертвецки напивается и убивает свой совесть, когда отцы и деды .этой молодежи сливаются с нею в