Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 474   >>>

  

— 474 —

Рассматривая деятельность попечительств, легко пайти причину столь печальных результатов ея. Учредив их для борьбы с пьянством, министерство финансов должно было бы насаждать их с таким рассчетом, чтобы число таких учреждений было бы если не больше, то хоть бы не меньше числа кабаков, так как в таком случае попечительства могли бы являться нротивовесом кабакам. В действительности же, получилась такая картина: в то времи, как одно заведение, продающее водку, приходится у нас на площадь в 264 кв. версты, одно заведение, попечительства о народной трезвости — на площадь в 1.722 кв. версты, т. е. антиалкогольных учреждений почти в 7 раз меньше, чем алкогольных.

Но и ири таком соотношении, попечительства о народной трезвости отнюдь нельзя назвать учреждениями антиалкогольными. В этом отношении, совершенно ошеломляющие факты выяснились во время прений о попечительствах, происходивших в Государственном Совете. Член Гос. Сов. г. Крамер, отвечая на заявление министра финансов г. Коковцсва о том, что правительство заботится о сокращении пьянства, приводит следующий характерный случай из своей практики:

— Я состоял председателем народных чайных и столовых в Риге. Несколько лета назад ко мне является чиновник с бумогой, за подписью товарища министра финансов, с предложением взять на себя продажу казенной водки.

— Разве вы не знаете, что мы для того и устроили столовые и чайные, чтобы бороться с пьянствомъ?—удивленно спросил я.

— Знаю—был ответ, но есть бумага.

Такая же бумага поступила во все 4 отдела наши 1).

При таких условиях, можно только радоваться, что учреждений иоиечительств о народной трезвости насаждено в семь раз меньше, чем кабаков, и присоединиться к требованию члена Гос. Совета г. Череванского о закрытии этих учреждений, ибо результата их деятельности на лицо: потребление алкоголя растет с каждым годом, а за последние годы роста его, как мы только что видели, сделался прямо угрожающим.

В руках правительства имеется, действительно, очень сильное средство для борьбы с алкоголизмом, это — закрытие винных лавок или воздержание от их открытия в тех местностях, где население само не желает их; во многих селах крестьине сами принимают приговоры о закрытии винных лавок и возбуждают перед министерством финансов ходатайства о том, чтобы в их селах была запрещена продажа водки, ^ти явления сделались за последнее время так часты, что идя им на встречу, правительство могло бы избавить от разорения множество сел, которые сами сознали гибельность винных лавок. Но и этим оружием оно не пользуется, оставляя большинство

*) „Товарищъ", 455 за 1907 г.

— 475 —

таких приговоров без внимания, так как закрытие винных лавок лишает казну дохода от продажи водки.

При таких условиях, у населения оставалась надежда на Государственную Думу, возбудившую этот жгучий для всей страны вопрос, Хотя никто необманывался на счет вескости пропаганды г. Челышева, ни о чем другом, кроме как о борьбе с пьянством в Думе не говорившого, но многим верилось, что III Дума хоть в этом вопросе с умеет заявить себя не прислужницей бюрократии, а настоящей законодательной палатой. Но эти ожидания не сбылись. Думская коммиссия по борьбе с алкоголизмом оказалась такой же усердной последовательницей правительства, как и все другия коммиссии III Думы, и гвоздем законодательных измышлений г. Челышева и его товарищей по коммиссии явился анекдотический проекта закупоривания „мерзавчиков “ такими пробками, чтобы желающие „хватить шкаликъ“ не могли выбить пробку ладонью руки. Дальние этого наши законодатели нойте не могли, и таким образом, борьба со всероссийским бедствием была сведена к чисто опереточным мерам.

Все эти неудачи свидетельству юта не только о равнодушии власть имущих к борьбе с алкоголизмом, но и о трудности проведения радикальных мероприятий в этом направлении. В сущности, вопрос о том, как победить алкоголизм и избавить от него человечество, очень ясен и проста: уничтожьте бедность и невежество и создайте истинную свободу—и проблема разрешится сама собой. Всем известно, что алкоголизмом в самых острых и гибельных его формах поражены те классы населения, которые в экономическом отношении наиболее обездолены; это—малоземельное пространство, наиболее плохо оплачиваемые рабочие и так называемый люмиенпролетариата. Их жизнь в борьбе с нищетой так безпросветна, что в своем, присущем каждому человеку, стремлении чем нибудь скрасить свои мрачные дни, они неизбежно наталкиваются на единственно доступное им средство—одурманивание себя алкоголем. „Пьяному море—но колена44, „пьянъ—так капитанъ"—эти поговорки лучше всего объясняют стремление обездоленного человека к оньянению: только в состоянии оиьянения бедняк хоть на время забывает о своих невзгодах и, возбуждая себя вином, как бы восполняет недочеты скудного питания, невзгоды скверного жилья и и создает себе призрак веселой беззаботности. Таким образом, к борьбе с алкоголизмом ведет, прежде всего, пут экономических мероприятий: только увеличением площади крестьянского землевладения и улучшением способов землепользования и сельскохозяйственной культуры можнр поднять блогосостояние крестьянства и тем скрасить его существование; повышением заработной платы, сокращением рабочого дня, улучшением условий труда и т. и. мерами тоже самое может быть достигнуто в отношении рабочого класса; наконец, организация общественных работа, устройство дешевых столовых и чайных и оздоровление