Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 446   >>>

  

— 446 —

на самом деле; хочешь пахать плугом, плати таможенную пошлину на железо и т. д., и т. д. Вообще, куда не повернись сельский обыватель, везде он чувствует, что с него берут, берут и берут „Ошибочно считать правильное поступление косвенных налогов, взимаемых главным образом с предметов первейшей необходимости, за признак возрастающого народного блогосостояния; в лучшем случае это могло бы служить лишь показателем того, что народное оскудение еще ие достигло той степени обнищания, при которой население должно было бы отказаться от того, чтобы вечером засветить лампу, выкурить привычную трубку табаку, изредка побаловаться чаем и нроч.“.

Косвенные налоги у нас все растут и растут; в копейках на душу населения они составляли:

1892 год. 1901 год.

Акциз со спирта и вина . . . 205,4 218,3

„ с табаку............22,9 31,0

с сахару . . . . 23,4 53,4

с керосина..........10,9 21,4

„ со спичек............4,4 5,9

Пошлина на чай за тот же промежуток времени возраста на 56,4%. Проф. Боголепов в статье „Государственное Хозяйство" говорит, что не смотря на малые количества потребления предметов обложеннных акцизами, высокия ставки обложения приводят и русскую деревню, и низшие классы городского населения к разорению.

В среднем крестьянская семья центральной России тратит в год 101 руб. 20 коп. на покупку товаров, обложенных акцизом; из них 77 руб. 7 коп. идет на водку, чай и сахар; причем 38 руб. 40 коп. есть налог. Ни где в мире налог на чай не достигает наших размеров;—во Франции он равен 32—16 кои., Австрии 27 кои., Германии 13 кои.; в России 82,5 и 56 байховый и даже кирпичный 28 коп.

Важно особенно, что байховый чай всех сортов одинаково обложен, отчего зажиточный класс пьет хороший чай ии уплачивает 100% налога, неимущий класс пьет скверный и уплачивает 300%. В Англии налог на чай в 1826 году был 2,60 фр. на фунт, в 1857 году он понижен до 1,75 фр., в 1863 году до 1,25 фр., в 186? году до 0,60 фр., в 1890 году до 0,40; только в 1900 году налог для покрытия расходов по войне с бурами поднят до 0,8 фр., т. е. до 30 коп. на фунт. Низкий налог сделал чай народным напитком, давая прогрессивный рост потребления, которое составляет на душу в фунтах:

1874 год...........4,21

1880 „ ...........4,57

1888 ........... 4,95

1892 „ ..........5,50

1900 „ ......:.....6,07

1902 ......... 6,06

— 447 —

Проследите наше косвенное обложение.—Население без покупных предметов обходиться не может. Покупая их, оно вслед-следствие все большей и большей бедности, количество их сокращает; правительство на это сокращение потребления отвечает для компенсации доходов повышением ставок обложения. Заколдованный круг, опасность от которого все более и более увеличивается.

II.

Оплата труда и стоимость прометия.

(Приложение к докладу: дебет и кредит питейного налога).

Повторяющиеся периодически промышленные кризисы с каждым разом все более и более обостряют вопрос о положении рабочого класса населения; наиболее передовые политические деятели все более и более уделяют внимания вопросу о необходимости дать человеческия условия жизни и тому классу населения, который своими руками, своим потом создает богатство народов.

Страницы иностранных политико-экономических журналов наполнены данными но этому жгучему вопросу. Здесь с одной стороны разрабатываются вопросы и даются статистические материалы по ставкам заработной платы; с другой стороны дается масса .материала по вопросу о стоимости прожитая. Сопоставление выводов ясно рисует покупную силу заработной платы или тот режим, которого в своей жизни должен придерживаться рабочие, чтобы не выйти из рамок своего бюджета, ибо покрывать дефицитов ему не из чего, не говоря уже об обезпечении себя и семьи своей на черный день.

Б дальнейшем своем изложении я пользуюсь данными, собранными путем анкеты Лондонским статистическим обществом (Board of Trade), помещающим свои исследования на страницах „The Ekonomiste“. Данные эти дополняю исследованиями францусских и германских экономистов.

„Жизнь с каждым днем дорожаетъ". Вот общий голос населения всех стран. На сколько это убеждение справедливо, где причины этого, может дать верный ответ только статистическое исследование, проведенное по строго определенной программе и охватывающее значительный промежуток времени.

Лондонское общество уже более 50 лет производит сводку движения цен на разные продукты. Все материалы разбиваются на следующия 22 группы: кофе, сахар, чай, табак, хлеб, мясо (говядина, баранина, свинина), хлопок, шелк сырец, лен, конопля, шерсть, масло (оливковое, пальмовое), лес строительный, сало, кожа, медь, железо, свинец, олово, хлопчатая бумага и ткань. Цены регистрируются не только по годам, но и по месяцам, строго приурочивая собранные данные к датам. По