Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 389   >>>

  

— 389 —

мое время. На душевое потребление повлияла и крепость казенной водки, которая оказалась крепче до-монопольной.

В тайной продаже весь центр тяжести реформы. Свободная и ничем не сдерживаемая тайная продажа повысила народные затраты на алкоголь с 260 милл. руб. до одного миллиарда рублей. По наружному число кабаков уменьшилось, а потребление возросло, а питейное наше ведомство своим бездействием как бы покровительствует этой продаже. Следует признать, что существующая система казенной продажи вином способствует развитию кормчества. А если это так, то и ведомство как бы покровительствует тайной продаже вина.

Итак, душевое потребление вина—есть основной показатель значения реформы. Мы снова, вооруженные цифрами, подтверждаем: душевое потребление имело склонность при свободной торговле к последовательному сокращению с годами, при монополии же оно не уменьшалось, а постепенно увеличивается. Возве-щенные нравственные задачи принесены в жертву фискальным интересам.

Наши финансисты торгуют водкой, зная в точности, как и где тайно и явно работает этот своеобразный податной инструмент, отягчающий податное бремя коренных плательщиков России.

Поставщики алкоголя получают крупные барыши. Они должны признать, что отравляется ими сама Россия, отравляется при том всего больше коренное русское население страны, следовательно, отравляется самый источник нашей национальной силы.

Как назвать такую финансовую систему. Какое может быть оправдание для правительственных финансистов, которые не могут не видеть всю финансовую нелепость „мерзавчика", ибо он не удовлетворяет элементарным условиям и требованиям податной справедливости, они не могут не понимать тяжких экономических и нравственных последствий от подобной системы, дающей такие результаты.

Теперь обратимся к вопросу о доходности предприятия монопольной системы.

Расходы казны на водку слагаются так. Главная статья, конечно, покупка спирта, стоимость которого чрезвычайно менялась по местностям. В среднем ведро спирта обходилось в 78,35 к., в Европейской России в 75,42 коп., причем по районам были колебания в пределах от 89,58 коп. (средния черноземные губернии), до 53,37 коп. (губернии Царства Польского), а по губерниям от 45,08 коп. (Люблинская, Радомская и Келецкая), до 108,79 к. (Пензенская). В Западной Сибири ведро стоило 97,17 к., в Восточной—145,66 коп.

Блогодаря высоким ценам на спирт, заводчики чувствовали себя недурно, повидимому, и в 1906 г. число заводов в районе казенной продажи нитей увеличилось на 113.

— 390 -

Для того, чтобы узнать, кто они, эти винокуренные заводчики, мелкие-ли сельские хозяева или крупные предприниматели, воспользуемся данными из другого тоже оффициального источника.

В „Ежегоднике Министерства Финансовъ“ (выпуск 1906—7 г.) приведены материалы о распределении заводов по размерам 1904—5 г.г. Оказывается, что из общого числа 2,449 заводов с выкуркой свыше 20 тысяч ведер было 1,449, с выкуркоии от 15 до 20 тысяч 440, от ИО до 15 тысячъ—375 заводов. Всего выкурено заводами было 85 милл. ведер; из них на долю куривших свыше 20 тысяч в год пришлось более 70 милл. ведер, заводы с выкуркоии от 25 тысяч и выше приготовили свыше 60 милл. ведер.

Эти цифры ясно показывают, кому покровительствует винная монополия и в чьи карманы попадают пережаты казны на покупаемом спирте.

Следует еще отметить, что для поощрения винокурения винным заводчикам ассигнуются ежегодные суммы; так в 1907 г. выдано было 16.400,000 p., тогда как на все народное образование ассигновало^ всего лишь 14.000,000 р.

Ни одна промышленность не была так нооицряема, не поощрялось у нас ни просвещение, ни мелкое крестьянское хозяйство, ни мелкая крестьянская промышленность.

Единственная промышленность, которая так заботливо охраняется ведомством — это винная.

Итак мы видим, что потребление снпртных напитков быстро стало возрастать и результат этот явился блогодаря заботам финансового ведомства об охране интересов фиска. Продавцам казенных лавок внушено было, что лавки, не имеющия доходов, будут закрыты, а продавцы уволены. Вопреки основному принципу реформы—устранение частного интереса при продаже вина, продажа эта была введена во всех бакалейных лавках на коммиссионных началах, на корчемную торговлю казенной водкой в частных домах стали смотреть снисходительно и даже покровительствовать, безразлично стали смотреть и на распитие водки на улицах, просьбы сельских обществ о закрытии каленных лавок отклоняли, деятельность попечительств сократили, продажные цены на спиртные изделия установлены были сравнительно с теми, которые существовали до монополии, гораздо более высокия, так, цепа за ведро водки (низшого сорта) постепенно была доведена до 7 р. 60 к.—8 p., тогда как до монополии она составляла всего о р.—5 р. 50 к. на ведро (40°), а теперь она повышена до 9 р. -В связи с этим стал возрастать и винный доход казны.

В 1898 г. (до того времени был убыток) прибыль составила 24 милл. p., в следующемъ—161 милл. p., в 1901 г.—234 милл. p., в 1902 г.—326 милл. p., в 1903 г.—372 милл. p., а в 1906 г.— уже 506,4 милл. руб.

Чистый же доход монополии в 1903 г. составил уже (за отчислением части, приходящейся собственно на акциз) 80.315,360 р.