Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 388   >>>

  

- 888 —

проступок их становится менее преступным при продаже вина в запечатанной посуде.

Ловкий и догадливый шинкарь за продажу вина в запечатанной посуде с бандеролью, с этикетом, подвергая себя денеж*-ному штрафу в 30 руб., менее же осмотрительный, или же по случайности, продавший „ мерзавчик “ без этикета или с поврежденной печатью, должен будет сидеть в тюрьме от 4 до 8 месяцев; между тем деятельность этих шинкарей одинаково преступна.

Слабость надзора и контроля за тайной продажею подтверждается следующими данными о числе открывателей нарушений питейной торговли в %.

Годы. Акцизный

м надзор.

1897 ............................48

1898 ..........................43

1899 ..........................44

1900 ........................37

190 1........................28

1902 ...................18

1903 ..........................14

Эта таблица указывает, что энергия акцизного надзора за тайной продажей с каждым годом падает.

И кто этого не знает. Один г. Минцлов но хочет этого знать. Старые мировые судьи и земские начальники могли бы подтвердить такой факт, что до введения казенной винной монополии количество протоколов, составленных чинами акцизного ведомства на лиц, виновных в тайном корчемстве, было но крайней мере в два раза больше, чем после введения монополии; число уголовных приговоров о тайных корчемниках также было неизмеримо больше, чем сейчас, а между тем все знают, что теперь корчемство сравнительно с тем, что было

12 лет тому назад, возросло до грандиозных размеров. Чем представители Министерства Финансов объяснят это явление, этот упадок энергии чинов акцизного надзора.

Не ясно ли, что акцизное ведомство, связавшееся но закону преследовать нарушения тайной продажи, проявляет значительно малую энергию по сравнению с энергией в этом отношении, проявляемой полицией. А кто не знает, к чему приводит полицейский протокол по обнаружению тайной продажи. Создалась такая волокита в преследовании и наказании виновных, что сама полиция становится в тупик перед такими рискованными задачами Министерства Финансов.

Вместо явных кабаков и явных вампиров народных явились тайные шинки и тайные вампиры; в тех шинках посетители уже без всякого стеснения могут предаваться безшабашному пьянству и разгулу, как и в доброе старое до-монополь-

— 389 —

мое время. На душевое потребление повлияла и крепость казенной водки, которая оказалась крепче до-монопольной.

В тайной продаже весь центр тяжести реформы. Свободная и ничем не сдерживаемая тайная продажа повысила народные затраты на алкоголь с 260 милл. руб. до одного миллиарда рублей. По наружному число кабаков уменьшилось, а потребление возросло, а питейное наше ведомство своим бездействием как бы покровительствует этой продаже. Следует признать, что существующая система казенной продажи вином способствует развитию кормчества. А если это так, то и ведомство как бы покровительствует тайной продаже вина.

Итак, душевое потребление вина—есть основной показатель значения реформы. Мы снова, вооруженные цифрами, подтверждаем: душевое потребление имело склонность при свободной торговле к последовательному сокращению с годами, при монополии же оно не уменьшалось, а постепенно увеличивается. Возве-щенные нравственные задачи принесены в жертву фискальным интересам.

Наши финансисты торгуют водкой, зная в точности, как и где тайно и явно работает этот своеобразный податной инструмент, отягчающий податное бремя коренных плательщиков России.

Поставщики алкоголя получают крупные барыши. Они должны признать, что отравляется ими сама Россия, отравляется при том всего больше коренное русское население страны, следовательно, отравляется самый источник нашей национальной силы.

Как назвать такую финансовую систему. Какое может быть оправдание для правительственных финансистов, которые не могут не видеть всю финансовую нелепость „мерзавчика", ибо он не удовлетворяет элементарным условиям и требованиям податной справедливости, они не могут не понимать тяжких экономических и нравственных последствий от подобной системы, дающей такие результаты.

Теперь обратимся к вопросу о доходности предприятия монопольной системы.

Расходы казны на водку слагаются так. Главная статья, конечно, покупка спирта, стоимость которого чрезвычайно менялась по местностям. В среднем ведро спирта обходилось в 78,35 к., в Европейской России в 75,42 коп., причем по районам были колебания в пределах от 89,58 коп. (средния черноземные губернии), до 53,37 коп. (губернии Царства Польского), а по губерниям от 45,08 коп. (Люблинская, Радомская и Келецкая), до 108,79 к. (Пензенская). В Западной Сибири ведро стоило 97,17 к., в Восточной—145,66 коп.

Блогодаря высоким ценам на спирт, заводчики чувствовали себя недурно, повидимому, и в 1906 г. число заводов в районе казенной продажи нитей увеличилось на 113.