Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 386   >>>

  

— 386 —

Такая нравственная задача, положенная в основу реформы действительно должна была привести к такому результату, т. е. к понижению душевого потребления, если бы руководители реформы искренно занялись этой нравственной задачей. Они обставили реформу нравственным ореолом, а в действительности сделали все, чтобы увеличить душевое потребление и усилить расхода, алкоголя.

Сокращение числа места продажи вина должно было понизить потребление алкоголя и вот защитники реформы с цифрами в руках доказывают, что блогодаря монополии, число мест продажи казенного вина значительно сократилось, а следовательно заключение об увеличении душевого потребления—не верно. Да, по это один из тех приемов г.г. бюрократов, которые могут убедить только детей младшого возраста. Представители монополии расточают в Государственной Думе и Государственном Совете похвалу но адресу реформы, но эта похвала является заведомой неправдой.

С введением монополии тайная продажа значительно увеличилась и приняла колоссальные размеры. Объясняется это тем, что монопольный закон о недозволенной продаже вина существенно изменился и значительно облегчает судьбу тайных продавив вина.

По новому закону степень наказуемости проступка не дозволенной продажи вина обусловлена признаком чисто внешним, случайным,—а именно,—наружным видом посуды, в которой содержится продаваемый напиток: целостью печати, этикета и т. и. Против этого мерила наказуемости различных видов проступка нельзя было бы возражать,: если бы недозволенная продажа вина рассматривалась, как нарушение только формальное. Но когда нам известна цель закона, — борьба с народным пьянством, — тогда нельзя игнорировать эту цель ири оценке монопольного закона о недозволенной продаже вина.

По новому закону за продажу, без надлежащого разрешения, вина, приобретенного из мест казенной продажи нитей, виновные подвергаются: а) в случае продажи напитков в посуде с ненарушенными печатями, пломбами, бандеролями, этикетами и т. п.—денежному взысканию не свыше 30 руб. и б) в случае продажи напитков распивочно или, хотя и на вынос, но в посуде неонечатанной, а также в посуде с нарушенными или поддельными печатями, пломбами, бандеролями, этикетами и т. п. — тюремному заключению от 4 до 8 месяцев, и, кроме того, конфискации задержанных напитков.

Надо полагать, что предстоящий Съезд по борьбе с пьянством даст надлежащий ответ по вопросу о тайной продаже и возбудит ходатайство о прекращении этого вопиющого зла, какой либо законодательной мерой. Народные представители, мы не сомневаемся, поддержать работников Съезда и с трибуны нашего парламента будут вотировать закон о применении решительных мер к прекращению тайной продажи. Этот закон

— 387 —

напомнит монопольному ведомству, что пора же, наконец, осуществить 14 лет тому назад оповещенный принцип: „что реформа должна преследовать, прежде всего, народное отрезвление, а затем уже интересы фиска".

Всем и каждому известно, что само ведомство совершенно игнорирует, какими способами распространяется алкоголь и совсем не обращает внимания на тайные шинки. С введением казенной продажи вина корчемство получило повсеместно самое широкое распространение и это явление находится в связи с казенной монополией. При существовании акцизной системы и частной продажи вина корчемство было редкое явление, а теперь оно всюду и везде и это гг. члены Съезда, безпристрастные наблюдатели сельской жизни, могут подтвердить. Корчемство находится в связи с казенной монополиею. Казенная продажа вина сопряжена со многими ограничениями, совсем не совпадающими с отсутствием или сокращением спроса на вино. Тайный шинкарь удовлетворяет потребности в приобретении вина, когда казенная лавка отсутствует или закрыта. С шинкарем возможны соглашения о покупке вина в кредит с залогом движимости или по личному доверию, чего в казенной лавке нельзя достигнуть. С введением казенной продажи вина устранен частный интерес, который наиболее нарушался корчемной торговлей и всегда готов был бороться с нею,—интерес кабатчика или владельца питейного заведения. Кабатчик, как вам известно, уплачивал крупные деньги казне и сельским обществам, а потому он не мог допустить корчемной торговли и делиться выгодами от торговли вином; тайные шинкари были его врагами и кабатчик боролся с ними всеми способами и на его стороне были и сельския общества, заинтересованные, при лучшей торговле, получить с него большия сумы за право торговли. Казенная продажа вина резко изменяет положение воюющих сторон. Частный интерес в борьбе с корчемством устранен и борьба эта переходит к полиции, которая материально скорее заинтересована не в прекращении корчемства, а наоборот, акцизные же чиновники лишились союзников в борьбе и средств к открытию виновных. Наконец, борьба с корчемством противоречит фискальному интересу казны, а потому едва ли отвечает интересам ея представителей. Активная борьба сократит потребление и поведет к закрытию винных лавок, а это несомненно будет противоречить интересам казны.

Таким образом степень наказуемости различных видов проступка по закону не находится в зависимости ни от злой воли, ни от степени вреда, причиняемого нарушителем.

Проступки в существе своем совершенно равносильные, караются с весьма различной строгостью и даже, мало того, проступок по существу своему более тяжкий может повлечь за собой гораздо легчайшую ответственность по сравнению с проступком более слабейшим. Если закон карает лиц, продающих тайно вино, то совершенно непонятным является, почему