Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 384   >>>

  

— 384 —

стике потребления в этих странах значится меньше; так, в Дании не 14,5, а 11 литр, Австро-Веигрия пьет не ИО, а 8 л., Бельгия не S,0G, а 7 л.

Сравнивая трезвость народов, стоящих на крайне различных степенях культуры и богатства, нельзя брать голые цифры потребления или расхода. Для того, чтобы сравнить душевое потребление, нужно знать что пьют оба народа и как. Во Франции потребление виноградного вина, как в Германии пива более или менее равномерно. Эти напитки с малым процентом алкоголя не так вредны как 40° водка, и действие получается иное.

Но если мы обратимся к точному исчислению нашего душевого потребления, то получим следующия данные:

Выпитое населением России вино в 1907 г. 86,000,000 ведер оффициальная статистика делит на 144 милл. жителей и получает 0,63 ведра на душу.

Такая статистика и такой подсчет в корне представляется неверным и вносит полное заблуждение относительно действительного душевого потребления. Исключите из общого подсчета числа жителей в 144 милл. все народности, населяющия Россию, которые спиртных напитков не потребляют, в особенности водки, евреи 13 милл., старообрядцы до 40 милл., которые в массе своей не заражены этим недугом, они трезвы, все сектанты, молокане, баптисты, штундисты, которые по своим религиозным обычаям воздерживаются от потребления спирта, наконец, могометане^ общества то же не могут входить в этот подсчет, то тогда цифра душевого потребления для центральной России получится совсем иная, так например, для Петербургской губ. будет не 63 сотки, а 1 ведро и 72 сотки, а для Московской губ.

1 ведро и 82 сотки. Затем оффициальная статистика подсчитывает только потребление одной водки и в этот подсчет не входит потребление пива, виноградного вина, привозного вина, контрабандного вина.

Если все это принять во внимание и подсчитать правильно, без всякой тенденции, действительное потребление спиртных напитков всех видов и разложить на количество населения страны, то получится не 0,63 ведра, а 1,03 ведра.

Этот подсчет скажет нам, что душевое потребление России не меньше, чем в Дании и больше чем в Австро-Венгрии и Бельгии.

Выходить, что не все „души" в России пьянствуют, следовательно, на пьянствующую душу приходится гораздо больше спирта.

Теперь обратимся к таблице „Статистика по казенной продаже нитей" за 1907 г., в которой вся Европейская Россия разделена на ИО районов и где отдельные районы расположены в порядке возрастания питейного расхода:

- 385 —

РАЙОНЫ:

На 1

Расход в рублях.

1 душу.

На семью.

Привислянский . . . .

.2 р.

08 к.

И р. 44 к.

Прибалтийский.....

. . 2

24 „

12 „ 32

Северозападный. . . ,

9

> . —

40 „

13 20 .,

Северный *).....

. . 3 ,,

36 „

18 „ 44 „

Восточный 3) . . . . ,

. . 3 „

44 „

18 „ 92 „

Малороссийский . . .

. . 3 „

76 „

20 68

Юго-западный

. . 4 „

24 „

23 „ 32

Среднечерноземный . ,

.. 4 „

32 „

23 „ 76 ..

Среднепромышленный ,

. . 4

56 „

25 „ 08 „

Южный 3)......

12 „

28 „ 16 „

Такой средний размер питейного налога на душу населения и на семью, полагая состав 5 с Ѵ2 душ причем из подсчета исключено городское население.

Эта таблица указывает нам, что на коренное русское население тяжесть питейного, дохода ложится несравненно в большей мере, чем на более трезвых поляков, евреев, мусульман.

Казенная монополия обнимает 75 губерний и областей в Европейской и Азиатской России с населением около 38 милл. душ. Если душевое потребление вина в отдельных губерниях выразилось в цифре расхода, падающого на семью средняго состава, то податная тяжесть питейного налога выразится длинной скалой от 5 до 80 руб. на семью или хозяйство. Эта статистика рельефно показывает, до какой степени неуравнительно распределяется питейный налог но разным местностям в зависимости, главным образом, от таких условий, как племенные, религиозные и культурные особенности их населения, следовательно вне соответствия с платежными силами населения.

Таким образом, с введением питейной реформы, условия вшюторговли не изменились резко в сторону сокращения потребления, наоборот, они повлияли на повышение потребления.

Этот неожиданный результат поверг в уныние принципиальных защитников монополии, и они всячески старались умалить неумалимые цифры. Представители же правления казенной продажи вина—должны были ждать такого результата, но у них не было гражданского мужества сознаться в этой статистике.

Тенденция к повышению потребления в корне подрывает основной принцип реформы, которая задалась ограничить частный интерес в виноторговле, как особенно блогоприятствующий сбыту вина, и этим ограничить злоупотребление крепкими напитками

*) Губернии: Архангельская, Вологодская, Новгородская, Олонедкая, Псковская и С.-Петербургская.

3) Губернии: Вятская, Казанская, Оренбургская, Пермская, Самарская, ТургукаАская область, Уральская область, Уфимская.

3j Губернии: Астраханская, Бессарабская, Донская область, Екатерино-славская, Кубанская область, Ставропольская, Таврическая, Терская область, Херсонская, Черноморская.