Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 354   >>>

  

— 354 —

земства, с их нравами Обь обязательных постановлениях, а также и частные пожертвования, объединив все попечительства в одно всероссийское общество но образцу Красного Креста. С другой стороны, предполагалось также вести борьбу с пьянствомъ— при блогосклонном участии Министерства Народного Просвещения—путем пропаганды трезвости в низших и средних школах.

Все эти меры должны быть признаны иаллиативами, имеющими мало шансов на успех. При единстве кабинета, как можно рассчитывать, чтобы одно ведомство вело борьбу с начинаниями другого? А в виду стройности государственного хозяйства, как можно желать этого?

Напротив, если винная монополия является антисанитарной системой, то единственная надежда антиалкоголизма заключается в ея уничтожении. К этому уничтожению и должны быть направлены все усилия сторонников полного воздержания. А так как питейный доход дает 30% государственного бюджета, то, очевидно, что антиалкоголизмом затрагивается вопрос первостепенного финансового значения, решение которого потребует много времени и труда соответственных специалистов. С своей стороны, мы можем только указать на те мнения но этому вопросу, которые вентилировались на Съезде. Так для замены монополии указывалось—при теперешней невозможности полного запрещения— на Готенборгскую систему, под влиянием которой доход от пьянства мог бы постепенно сокращаться и, кроме того, идти на просветительные цели. Для замены же этого дохода в государственном бюджете, было указано, кроме * сахарного акциза, на проект Иазухина о народном страховании, который был внесен на VII международный конгресс против алкоголизма и был весьма сочувственно там встречен. В общих чертах, идея Пазухина сводится к распределению общегосударственного прямого налога пропорционально страховым взносам, ири обязательности и всенародности всех видов страхования. Предполагался также налог с тех, кто пользуется льготой по воинской повинности (барон Мейендорф в коммиссии Государственной Думы но борьбе с пьянством), подоходный налог и т. д.

Наконец, по вопросу о том, каким образом могут быть проведены необходимые финансовые реформы, также не может быть двух мнений. В России имеются представительные учреждения, доступные влиянию общественного мнения и уже заинтересовавшияся антиалкоголизмом. В Государственной Думе имеется коммиссия по борьбе с пьянством. Кроме вопросов о вместимости монопольной посуды (упразднение мерзавчиков) и об этикетке на ней (надпись Толстого), она может заняться и коренной реформой питейного дела.

Итак, мы видим, что центр тяжести борьбы с алкоголизмом выходить из рамок Гигиены и Санитарии и переходив на политическую арену. Такова, впрочем, судьба этого вопроса повсюду. Оно и естественно, в виду того, что важнейшими факто-

— 855 —

рами антиалкоголизма являются правительственные воздействия. В данном же случае, антисанитарной оказывается вся монопольная система.

Хотя, таким образом, решительная борьба с пьянством должна вестись в стенах представительных учреждений, на долю Гигиены и Санитарии и будущих съездов выпадает важная задача создания общественного движения, необходимого для завоевания в пользу антиалкоголизма активного большинства в Государственной Думе и Государственном Совете.“

Во втором очерке сказано:

На торжественном открытии Съезда в зале Дворянского собрания представителями разных ведомств, священством и прочими было высказано много назидательных мыслей о „единении", об „общей работе для народного блага", о необходимости „напрячь все силы-и правительства, и общества, и самого народа—для искоренения зла“. В общем хоре славословии Съезду прозвучало диссонансом слово проф. Бехтерева и Святловского, Рабочая группа приветствовала Съезд „постольку, поскольку большинство его будет содействовать широкой постановке вопроса о коренных причинах алкоголизма, общественных и политических мерах борьбы с нимъ".

Когда начались занятия по секциям, наступила эра бережения Съезда и „продуктивной" работы. Трудно было представить себе что-либо более уморительное, чем это бюро Съезда, которое руководило прениями, распределяло доклады и, вообще говоря, заведывало всем на Съезде. Оно производило впечатление деревянных солдатиков, которых со стороны кто-то дергал за веревочку. „Я должен искренно доложить Съезду,—мы вчера получили оффициальную бумагу от г. градоначальника, что ежели рабочая партия (!) позволит себе еще малейшее что, Съезд будет немедленно закрытъ". „Администрация заявила нам, что ежели только сегодня повторится на Съезде то, что происходило вчера, Съезд будет закрытъ".

Про рабочую группу можно сказать, что в общем и в целом она удовлетворительно выполнила поставленную ею себе задачу.

Первый большой вопрос, которым занялся Съезд и которому посвящено было много докладов, был вопрос об анти-алкогольной пропаганде.

Специально по вопросу о значении антиалкогольной пропаганды было прочитано на Съезде много докладовъ—и светскими, и духовными. И—удивительное дело!—почти все эти доклады написаны так, как будто авторы их весь свой век прожили где-то в дремучих лесах, собственным умом надумали там меры борьбы с алкоголизмом и понесли их миру через посредство Первого Всероссийского Съезда. Чтб им до остального света, чтб им до его опыта, чтб им до цифръ! Ничего этого они не знают, а если что-либо знают, то узнали совершенно случайно, от проходившого через их лес ветра. Некоторые