Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 350   >>>

  

— 850 —

Странно было бы, в виду сказанного, удивляться тем яростным выходкам против Съезда, какия незамедлили появиться в оффициозной и нолу-оффициозной печати".

Охарактеризован отзывы о Съезде со стороны „России" и „Нового Времени", журнал в заключение говорит:

„С особенным злорадством сторонники застоя и регресса отнеслись к тому постановлению противо-алкогольного Съезда, которое послужило поводом к выходу из него представителей православного духовенства. Теперь не может быть никакого сомнения в том, что это постановление вовсе не было вызвано принципиальной враждой большинства к религии и церкви. Отвергнута была неудачная редакция, дававшая повод думать, что Съезду предлагается высказаться за современную постановку преподавания Закона Божия. Вместо того, чтобы приписывать большинству Съезда чуждую ему мысль, следовало бы вспомнить, как мало дают народу „религиозно-нравствепные устои" нынешней начальной школы; нужно было увидеть в решении Съезда новое подтверждение давно известного факта и новое осуждение тех течений в среде господствующей церкви, которые, по выражению одного из членов Съезда, идут в разрез с „величайшими принципами христианской религии".

..Наше Объединение" говорит:

В январе состоялся Всероссийский протнво-алкоголыиый Съезд, на котором присутствовали все выдающиеся борцы с пьянством. Вообще за последнее время деятельно взялись бороться с этим злом.

Священникам нужно энергично взяться за борьбу с алкоголизмом, так как это их прямой долг. Борьба с алкоголизмом требует напряженной работы в приходе. .По один из самых сильных и вместе с тем блогодарных способов борьбы—эта борьба в школе посредсвом разъяснения.

Заграницей везде в школах, как низших, так и средних, преподаются известные отделы гигиены с обращением особенного внимания на вред для организма употребления спиртных напитков.

Полагаю, что от умелого ведения дела и у нас должна быть не малая польза. Сеятель бросает семена в разном количестве и он твердо уверен, что если не все, то хоть большая часть принесет плод, и в своей уверенности никогда не обманывается. Тоже самое и в этом деле Ведь', деревенския школы,—ото наши аудитории, где мы не только преподаем, но часто высказываем свои заветные чувства.

Иногда под влиянием нахлынувшого чувства весь класс замирает, и трепетно и жадно ловит каждое слово, каждый взгляд ии разве можно сказать, что это влияние никогда по принесет пользы. Все, что говорится в школе, становится сейчас же достоянием семьи, и школа является своего рода передаточным пунктом, не говоря уже о том, что проповедь всего хорошого, нравственнЬ-высокого, живо воспринимается чистым они*

— 851 —

не испорченным жизнью детским сердцем. Я думаю, что учившийся в школе, хоть раз в жизни вспомнит то, что так или иначе волновало, интересовало его в классе. Детский возраста, самый восприимчивый и блогодарный в смысле оказываемого на него влияния.

Хотелось бы, чтобы все учащие возможно скорее взялись энергично за борьбу с алкоголизмом по приблизительно такой программе. Объяснить кратко строение организма, объяснить, что такое алкоголь и какое влияние он оказывает на организм, на нравственную, умственную и материальную стороны жизни человека, сделать статистический обзор влияния алкоголизма на учащихся, а также на окружающее население данной местности. Как интересно было бы поделиться добытыми сведениями, поделиться опытом и результатом предпринятой борьбы с этим злом. Мной сделан подобный опыт в моей школе, а также я просил учащих окружающихи> пяти школ сделать то же самое и о результатах известить. Я разослал в соседния школы следующие вопросы:

1. ИИроводятся-ли учителем и каким способом среди учеников идеи о трезвости и вреде употребления спиртных напитковъ?

2) Бывают-ли среди учеников и крестьянских детей вообще случаи употребления спиртных напитковъ? Если бывают, то при каких обстоятельствах, насколько часто и сильно? Ответы на эти вопросы желательно иллюстрировать конкретными примерами и сопроводить цифрами и фактами.

3. Не наблюдается-лн связи между пьянством и неграмотностью, не является ли школа сдерживающим элементомъ?

4. Какия, но мнению учителей, наиболее важные причины пьянства и что способствует развитию алкоголизма среди крестьянских массъ?

5. Существует ли среди учителей данной местности проведение в той или иной форме в жизнь борьбы с пьянством в окружающем населении?

О. Что является препятствием для проведения этой борьбы?

Пусть не смущает нас то, что борьба с алкоголизмом на первых порах будет трудна, неудачна и не принесет той пользы, какой бы мы хотели. Всякое новое дело вначале с трудом дается. Пуст наш труд будет даше той каплей, которая камень долбит и всетаки польза хотя малая, а будет; сидеть же сложа руки и смотреть на зло—преступно для тех, кто имеет возможность что-нибудь полезного сделать. Вспомним, сколько справедливых упреков, укоризн сыпалось по адресу духовенства на нротивоалкогольном Съезде.м

Нельзя также обойти молчанием разбор работ Съезда, данный в журналах: „Гигиена и Санитария** (№ 2 1910 г.) и „Современный миръ“ (№ 1 Т.9Т0)!

В первом очерке сказано.—

. Задачи и значение Съездов отнюдь, как известно, не за