Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 344   >>>

  

— ЗИ

МОЮ самая мысль о таких побуждениях, которые им чужды". (6/1 ИО).

„Сельский Вестникъ" краски старается сгустить.

Представители рабочих заявили, что они совершенно не желают участия духовенства в деле борьбы с пьянством, потому де, что духовенство может действовать в этом случае лишь путем нравственного убеждения, а так как они, рабочие, не признают той нравственности, которую проповедует духовенство, то и сама деятельность духовенства в этом направлении представляется им не только безполезной, но даже вредной. По тем же побуждениям, основанным на враждебном отношении к Правительству, представители рабочих отзывались недоброжелательно и о деятельности Министерства Финансов в борьбе с пьянством.

После таких речей представители Министерства Финансов и духовенства не нашли возможным присутствовать далее на Съезде и удалились". (14/1 ИО).

„Русская Земля" вторит.

„Также нет ничего удивительного в том, что, раз став на путь скандалов, алкогольный Съезд не остановился на одном этом „инциденте", а немедленно за удалением представителей правительства постарался устранить от работ Съезда не менее ненавистное нашим „прогрессистамъ" духовенство, исключив постановлением большинства из резолюции о необходимости культурной борьбы с алкоголизмом посредством школьного образования слова: „с усилением в нем религиозно-нравственных устоев ".

Само собой понятно, что после этого членам Съезда — священникам било неудобно оставаться на нем, и они, как один человек, покинули залу заседаний, к вящшему ликованию „товарищей “ -безбожников.

Резолюция Съезда, демонстративно направленная против духовенства, характерна еще и в том отношении, что она протестует против религиозно-нравственных устоев в школе.

И эти господа думают кого-то обмануть, что им дорого народное блогополучие!". (6/1 ИО).

Тем более, что, как справедливо замечают „Бирж. Вед.“, едва-ли можно оспаривать, что 'резолюция с исключением из нея слов „об усилении в школьном образовании религиозно-нравственных устоевъ" прошла скорее случайно.

Вопрос о лаической школе едва-ли возник на Съезде вполне кстати. Можно было, пожалуй, ограничиться пожеланием, чтобы во всякой школе проводились антиалкоголыиые взгляды. Как религия, так и лаицизм совершенно одинаково восстают, например, против пьянства среди учащихся поколений,—и в самом деле, может-ли быть вопрос более бесспорный, задача более почтенная, от имени какой угодно морали? Страстность выказанная при обсуждении этой темы представителями рабочих, так же как и другие инциденты имеет известное объяснение.

— 345 —

Несомненно, эта страстность находит пищу в стеснениях и притеснениях, чинимых администрацией борьбе с пьянством, успешно ведомой и ведшейся еще энергичнее в недавния времена многими рабочими организациями, кооперативами, просветительными обществами и т. д.

Если бы существовал, и действовал постоянный и твердый закон о свободе антиалкогольной агитации и борьбы с пьянством, открывающий легальную возможность организовать союзы трезвенные, просветительные и т. д., не было бы и соблазна „использовать1* Съезд в целях агитационных. Нет широких реформ, нет законом твердо и ясно определенных прав, к цели и задаче пробираются по околицам. Так всегда было и будет. И в самой умеренной резолюции жирондистов Съезда по борьбе с пьянством перечисляется ряд необходимых мер, которые, однако, в русской действительности не существуют.

Обращаясь к частному случаю, подавшему повод к- таким общественным пожеланиям, можно думать, что члены антиалкогольного Съезда из духовенства очень хорошо поступили бы, вернувшись к занятиям.

Движение против пьянства и за борьбу в пользу отрезвления массъ—столь важное общественное и культурное дело, что ради него можно особенно потрудиться и, во всяком случае, поставить на второй план вопросы самолюбия, хотя бы и действительно задетого политическими резкостями противников. Духовно-рели-гиозное и лаическое воспитание и образование, несомненно, два антипода. Но борьба с алкоголизмом их отнюдь не разделает, не, тут центр непримиримого разногласия. Не было и не существует тут какого-то „водораздела"; борьба за трезвость стоит сверх всяких политических и школьных программ. Думать и утверждать иначе—значило бы стоять на верном пути к изумительному открытию, что может быть „консервативная" водка и „ультра-либеральный** коньяк. Вне подобных оригинальных спецификаций алкоголизм есть просто общественная 'болезнь, которую надо лечить всеми общественными мерами, начиная с законодательных.

Анализ столкновений и конфликтов на Съездах, хотя бы и самых резких,—в то же время хорошее лекарство против их преувеличения. Дела и слова этих маленьких парламентов ради пользы самого дела, которому они служат, не следует возводить в события". (6/1 ИО).

..Колоколъ" привлекает к ответу интеллигенцию.

Заканчивающий ныне свои деловые заседания столичный Съезд но борьбе с пьянством, вчера, 4 января, в утреннем заседании обнаружил полное свое идейное банкротство, а вместе и бесстыдство. Протоиерей о. П. Миртов, почтенный столичный пастырь и деятель но борьбе с пьянством, стоящий во главе самого многочисленного в России Александро-Невского Общества Трезвости, внес от группы членов Съезда,—мотивированную резо-