Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 342   >>>

  

— 342 —

деревни являлись урядник и священник. Первый учил ее закону гражданскому, второй закону Божьему.

Учитель играл малую роль: школьник, выучившись, скоро забывал и грамоту, и наставления.

Борьбу с пьянством взяло на себя духовенство. И как ревниво оберегало оно от посягательств это свое право воздействия на народную душу!

— Только мы поставлены спасать людей от геенны огненной...

В последнее время эта связь крестьянина с священником начинает рваться. Народ стал искать авторитета:

— В своей совести.

Но в прошлом крестьянин, когда дело касалось спасения души, был всегда „на поводу14 у священника. Он был его авторитетом.

Со священника брали пример. На него ссылались, его старались слушаться, чтобы не попасть в геенну огненную.

Он был кормчий.

Но направить русский корабль в тихую гавань ему не удалось.

Кормчий молчал.

И всегда он молчал, когда нужно кричать, умолять.

А молчал он так, что люди спрашивали:

— Не сочувствует ли?

И находили тому доказательства.

Когда кто-нибудь заслонял народ от духовенства и говорил:

— Позвольте мне позаботиться о душе народной, если вы...

Тогда раскрывались уста сфинкса, и он неистово кричал:

— Только я призван спасать...

В Москве есть живой тому пример — „братец ИоаннѴ. Как бы ни относиться к этому необразованному, но властному проповеднику, — одного нельзя вычернуть никакими средствами:

— Он насаждает трезвость.'

Сам трезвенник, он одной силой слова превращает поддающогося его влиянию пьяницу в человека.

И народ за ним идет. А духовенство негодует:

— Как смеешь ты брать на себя задачу спасения? Мы призваны спасать...

Так спасайте же, пожалуйста!

Боролось оно, конечно, с догматическим и обрядовым несогласием. Но в народе эта борьба получала иное освещение:

— С трезвостью борются.

Народ привык смотреть в корень: как живет человек, трезво ли, по Божьему ли. А согласен ли отпавший с церковью в обрядах и догматах,—для него—дело второстепенное.

— Можно и право верить, но скверно поступать. Какой толк в такой вере?—говорят разумные крестьяне.

Отсюда понятно, почему сектантство и раскол не только не уменьшаются, а развиваются.

Народу нужен хороший пример, а не „жидкия слова*1.

— 343 —

Любопытно, что в среде самого духовенства нет единодушия в форме борьбы с пьянством.

У большинства одна форма — несколько малокровных проповедей и красноречивое молчание.

Сейчас идет противоалкогольный Съезд в Петербурге. Собрались люди с хорошими намерениями, но эти намерения висят в воздухе.

Толстой верно говорит:

— Нельзя запретить пьянство. Нужно создать такое положение, чтобы человек не пил, хотя бы пред ним стояло вино.

Нужно чистое религиозно-нравственное сознание.

Но кто будет развивать это сознание в простом народе?

Конечно, просвещение уже действует и простые люди, минуя авторитета молчащого священника, тянутся непосредственно к авторитету Бога. Но масса еще хватается за полу рясы своего пастыря.

Нужно поэтому начать развивать чистое религиозное сознание прежде всего в священнике.

Истинно-религиозный пастырь будет примером трезвости и найдет в своей душе яркия слова для обличения порока.

Такой пастырь сам „раскрепоститъ*- деревню, т.-е. сделает борьбу с пьянством задачей всех, а не одного себя14. (5/1 ИО).

„Новая Русь'1 задает вопрос о целесообразности бойкота со стороны духовенства.

О демонстративном уходе представителей духовенства с с „пьяного*- Съезда много говорят в петербургских духовных кругах. И наряду с мнением, что священникам нужно было уйти, высказываются не лишенные интереса и значения рассуждения, что духовенство должно быть выше бойкота и политиканства, что отрицательное отношение Съезда в религиозно-нрав-ственной идее совсем не исключало для духовенства ни возможности, ни обязанности так или иначе провести всетаки свои взгляды, сделать все необходимое и полезное для того большого и важного дела, ради которого явилось духовенство на Съезд борьбы с пьянством. И во всяком случае, не политиканство-вать, не играть в бойкот, не уходить. Может быть и было основанье для духовенства обидеться, но упереться на этой обиде принести в жертву ей дело огромной важности, уйти с злобой в душе—ото-ли идеал служителей Бога?**. (7/1 ИО).

В ином духе критику открывает „Новое Время1*.

„Очень знаменательно на Съезде но борьбе с пьянством злобное отношение „сознательных рабочих к религии. Не равнодушное, но злобное. При равнодушии к религии, при ленивом отношении к вопросам веры упоминание о религиозно-нравственных устоях в резолюции Съезда ни для кого не явилось бы стеснительным. Ну кому это может мешать, если людям препятствуют доводить себя до скотоподобного состояния их вера в Бога и отвращение к греху? Оказывается, мешает. Оказывается, что для известного сорта людей является нестерпи-