— 342 — деревни являлись урядник и священник. Первый учил ее закону гражданскому, второй закону Божьему. Учитель играл малую роль: школьник, выучившись, скоро забывал и грамоту, и наставления. Борьбу с пьянством взяло на себя духовенство. И как ревниво оберегало оно от посягательств это свое право воздействия на народную душу! — Только мы поставлены спасать людей от геенны огненной... В последнее время эта связь крестьянина с священником начинает рваться. Народ стал искать авторитета: — В своей совести. Но в прошлом крестьянин, когда дело касалось спасения души, был всегда „на поводу14 у священника. Он был его авторитетом. Со священника брали пример. На него ссылались, его старались слушаться, чтобы не попасть в геенну огненную. Он был кормчий. Но направить русский корабль в тихую гавань ему не удалось. Кормчий молчал. И всегда он молчал, когда нужно кричать, умолять. А молчал он так, что люди спрашивали: — Не сочувствует ли? И находили тому доказательства. Когда кто-нибудь заслонял народ от духовенства и говорил: — Позвольте мне позаботиться о душе народной, если вы... Тогда раскрывались уста сфинкса, и он неистово кричал: — Только я призван спасать... В Москве есть живой тому пример — „братец ИоаннѴ. Как бы ни относиться к этому необразованному, но властному проповеднику, — одного нельзя вычернуть никакими средствами: — Он насаждает трезвость.' Сам трезвенник, он одной силой слова превращает поддающогося его влиянию пьяницу в человека. И народ за ним идет. А духовенство негодует: — Как смеешь ты брать на себя задачу спасения? Мы призваны спасать... Так спасайте же, пожалуйста! Боролось оно, конечно, с догматическим и обрядовым несогласием. Но в народе эта борьба получала иное освещение: — С трезвостью борются. Народ привык смотреть в корень: как живет человек, трезво ли, по Божьему ли. А согласен ли отпавший с церковью в обрядах и догматах,—для него—дело второстепенное. — Можно и право верить, но скверно поступать. Какой толк в такой вере?—говорят разумные крестьяне. Отсюда понятно, почему сектантство и раскол не только не уменьшаются, а развиваются. Народу нужен хороший пример, а не „жидкия слова*1. | — 343 — Любопытно, что в среде самого духовенства нет единодушия в форме борьбы с пьянством. У большинства одна форма — несколько малокровных проповедей и красноречивое молчание. Сейчас идет противоалкогольный Съезд в Петербурге. Собрались люди с хорошими намерениями, но эти намерения висят в воздухе. Толстой верно говорит: — Нельзя запретить пьянство. Нужно создать такое положение, чтобы человек не пил, хотя бы пред ним стояло вино. Нужно чистое религиозно-нравственное сознание. Но кто будет развивать это сознание в простом народе? Конечно, просвещение уже действует и простые люди, минуя авторитета молчащого священника, тянутся непосредственно к авторитету Бога. Но масса еще хватается за полу рясы своего пастыря. Нужно поэтому начать развивать чистое религиозное сознание прежде всего в священнике. Истинно-религиозный пастырь будет примером трезвости и найдет в своей душе яркия слова для обличения порока. Такой пастырь сам „раскрепоститъ*- деревню, т.-е. сделает борьбу с пьянством задачей всех, а не одного себя14. (5/1 ИО). „Новая Русь'1 задает вопрос о целесообразности бойкота со стороны духовенства. О демонстративном уходе представителей духовенства с с „пьяного*- Съезда много говорят в петербургских духовных кругах. И наряду с мнением, что священникам нужно было уйти, высказываются не лишенные интереса и значения рассуждения, что духовенство должно быть выше бойкота и политиканства, что отрицательное отношение Съезда в религиозно-нрав-ственной идее совсем не исключало для духовенства ни возможности, ни обязанности так или иначе провести всетаки свои взгляды, сделать все необходимое и полезное для того большого и важного дела, ради которого явилось духовенство на Съезд борьбы с пьянством. И во всяком случае, не политиканство-вать, не играть в бойкот, не уходить. Может быть и было основанье для духовенства обидеться, но упереться на этой обиде принести в жертву ей дело огромной важности, уйти с злобой в душе—ото-ли идеал служителей Бога?**. (7/1 ИО). В ином духе критику открывает „Новое Время1*. „Очень знаменательно на Съезде но борьбе с пьянством злобное отношение „сознательных рабочих к религии. Не равнодушное, но злобное. При равнодушии к религии, при ленивом отношении к вопросам веры упоминание о религиозно-нравственных устоях в резолюции Съезда ни для кого не явилось бы стеснительным. Ну кому это может мешать, если людям препятствуют доводить себя до скотоподобного состояния их вера в Бога и отвращение к греху? Оказывается, мешает. Оказывается, что для известного сорта людей является нестерпи- |