Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 336   >>>

  

— 836 —

Министерство Финансов и ого представители могут возразить, что это злоупотребления сидельцев, а не система.

Но ведь, еидельцы самым положением о разрядах казенных винных лавок и размерами вознаграждения пропорционально разрядам поставлены в необходимость продавать вина как можно больше

А это уже ведь система.

Приходится признать, что г. Мпнцлов немного, погорячился, когда обмолвился словами:

— Это наглая ложь!1'

Никакой лжи в заявлении докладчика Д. И. Бородина не было.

А вот в самой постановке питейного дела в России есть много... если не лжи, то, во всяком случае, ненормальное^". (4/1 ИО).

Та же газета продолжает:

„Пока Съезды не дали практических результатов, но зато окончились столкновением „представителей ведомствъ" с одной стороны и общественными и научными деятелями—с другой.

И лишь только это случилось, как над обоими Съездами нависла тяжелая туча в виде обвинения в „политиканстве".

Конечно, ни правительство, ни блогоразумная часть нашего общества не придадут значения такому обвинению, бросаемому известными элементами, требующие „закрытия" Съездов, так же упорно, как еще недавно они требовали разгона Думы.

Что произошел конфликт,— это очень прискорбно, но это не есть еще столкновение общественных и научных деятелей с представителями правительства, это — лишь неизбежная встреча прогрессивных взглядов с теми пережитками и той дореформенной неподвижностью, устранения которых так давно уже ждет страна от нашей Государственной Думы.

Съезд по борьбе с пьянством „оскорбилъ" представителей финансового ведомства тем, что обвинил последнее в поощрении питейного дела. Конечно, в этом есть преувеличение, в этом чувствуется отчаянный выпад.

И он понятен. Ведь, если бюджет винной монополии является основой всего государственного бюджета, то очень трудно найти радикальные меры для борьбы с народным пьянством.

Г. Г. Минцлов и его товарищи не нашли ничего лучшого, как обидеться и, уйдя со Съезда, лишить его таких осведомленных деятелей, как представители Министерства Финансов.

В этом их ошибка и вина перед высокой задачей Съезда в такой же степени, в какой виноваты перед общественными интересами, связанными со Съездом, некоторые несдержанные ораторы". (6/1 ИО).

В двух заметках, специально по поводу инцидента, „Новое Время" всю вину сваливает на „бедную Паулину", на представителей рабочих организаций:

„Просьба (беречь Съезд) прошла, очевидно, мимо ушей представителей рабочих обществ или, быть может, Съезд не имеет для

— 337 —

них ценности в смысле пропаганды идей трезвости. Выступали главным образом ораторы этой партии, и председателю приходилось почти каждого из них по несколько раз останавливать, а некоторых и вовсе лишить слова. Все эти ораторы старались перевести прения на политическую и социально-экономическую почву. И старания председателя доказать им, что в основе Съезда положено полное отсутствие политики и партийности, ни к чему но приводили. Сыпались выражения, как „бюрократический колпак “, „лицемерность правительства по отношению к Съезду“, „непроизводительный расход на милитаризмъ" и т. д. В зале постепенно наростами) раздражение. Присутствующие резко разделились на две группы: с одной стороны „рабочие", с другой — врачи, земцы и другие серьезные работники Съезда44. (4/1 ИО).

Съезд но борьбе с пьянством распадается. К сожалению представители рабочих перешли границы, вообразив себя на митинге. Они зоговорили таким тоном и в таких выражениях, что делегаты Министерства Финансов оставили Собрание, а бюро было уведомлено, что в случае повторения подобных инцидентов Съезд будет закрыт.

Настроение на Съезде повышенное. Раз разыгрались страсти, то ни о какой работе говорить уже не приходится. Без помощи Министерства Финансов обойтись невозможно. Что можно сделать в области принудительного оздоровления, раз Министерство имеет право отменять постановления сходов о закрытии лавок в деревнях и широко этим нравом пользуется.

К платоническим пожеланиям и безцельным мерам все уже привыкли. Стоит вспомнить лишь работы Попечительства о Народной Трезвости, которое создало несколько увеселительных заведении и ввело пиво в противовес водке.

Очень жаль, что глупыми выходками самозванные представители рабочих всех раздражают и портят дело44. (5/1 ИО).

Солидарна с „Нов. Вр.“ и „Русская Земля".

„Как и все наши Съезды, заседающий в Петербурге Всероссийский Съезд но борьбе с алкоголизмом, вместо того, чтобы заняться тем делом, ради которого он собрался, ударился в политику и своим нетактичным поведением сделал невозможным участие представителей Министерства Финансов в своих работах.

Оскорбленные отзывом некоторых членов Съезда о направлении деятельности правительственных чиновников, они покинули залу заседания, а затем официальной бумогой уведомили председателя Организационного Комитета о своем отказе от дальнейшого участия в заседаниях Съезда.

Само собой разумеется, что отсутствие чинов Министерства Финансов не может не отразиться на работах Съезда, который казалось бы, должен ценить готовность правительства работать с ним рука об руку в таком важном деле, как борьба со злом алкоголизма. Но таково уже печальное наследие „освободительного44 времени, что всякое собрание у нас ненре-