Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 328   >>>

  

— 32S —

Далее Съезд решает: казенная монополия не оправдала надеждъ— долой ее! правительство само спаивает народъ—долой его (последнее пожелание только выкрикивали, но в протокол не занесли: жидки остереглись).

Тюремное заключение для рабочого—гибель; он отвыкает от дела. Тюрьмы переполняются. Это не наказание уже, а простое отлеживанио, школа, в которой образуются преступники. Необходимо ввести телесное наказание, лишение на срок столицы или города, отдача под надзор до исправления. Конечно, нужпы и реформы в самой продаже питей. По жидки Съезда далеки от подобных советов. Жидки ужасно боятся розог но приговору судьи. А нрав усмирить цыбульпархов иными мерами мудрено. Что же Съезд дал, кроме брани но адресу власти? Он еще дал массу пожеланий во вкусе Манилова. Так у нас всегда: мы не помощники власти, а ея порицатели всегда и во чтобы то ни стало. Плохо" (9/1 ИО).

Не звучат ли диссонансом с предыдущими версиями о спаивании народа следующия строки „Вести. Русского Собрания":

„Пред алкогольным Съездом, во всей своей отрицательной силе и во всем споем могуществе, стоял вопрос величайшого народного, бедствия. Ужас охватывает всякого честного человека, когда он начинает вдумываться в этот вопрос, когда начинает знакомиться ст. статистическими данными и с учеными исследованиями по этому вопросу. Полное материальное разорение народа, разрушение здоровья, вырождение человеческого организма путем наследственности и страшное развитие преступности—вот что влечет за собой алкогольный вопрос для жизни народа. Почти безошибочно можно сказать, ч*го весь круг наших бедствий и весь разврат и тела, и души лежит на дне этого вопроса. С прекращением пьянства переменится весь строй нашей жизни, переменятся наши мышления, наши чувства и настроение общественного и народного организмов...

И что-же?

На Съезд явились разного рода субъекты, которые дерзновенно и самозванно наименовали себя представителями рабочого сословия и сыграли чисто провокаторши) роль в алкогольном вопросе. Они смешали, что называется карты, перевели этот вопрос с его экономической и патологической почвы на почву политических доктрин, на почву подстрекательству и нравственных вакханалий... Рабочий гибнет, буквально гибнет от пьянства и, в то время, когда собираются со всех концов России и из за границы люди, желающие помочь этому горю, этому народному бедствию, самозванные деятели, присвоившие себе кличку представителей рабочого сословия, стремятся к разрушению этого Съезда, к разрушению тех блогодетельных результатов с вместного обсуждения, которые могли получиться в работах этого Съезда!.. Всякий здравомыслящий человек, вникнув вл жизнь рабочого и увидев как разрушается эта жизнь блогодаро алкоголю, сразу придет к тому несомненному убеждению, что

— 329 —

с уничтожением пьянства, рабочий окрепнет и физически, и нравственно и явит собой действительную силу пред капиталомъ". (18/1 ИО).

Отрицательную критику мы начали с отзыва „Голоса Правды"; так как критика эта вращалась все более около поведения партии рабочих, то мы и закончим ее другим отзывом того же органа печати:

„Не знаю, право, как образовывался этот Съезд. Но совершенно непонятно, как „товарищи" могли даже оказаться в большинстве. Опять отражение нашей действительности: абсентеизм. Оказалось в заседании что-то около ста человек... около ста человек из всей России интересовались таким жгучим вопросом, как борьба с пьянством. Да какие сто, когда из них большинством оказались „товарищи", ровно ничем не интересующиеся и всюду сующие свои цепкия руки, дабы все „использо-вать“ в своих целяхъ? Но здесь, очевидно, было допущено совершенно несоответственное их количество, и это лежит на совести организаторов Съезда. Большое, серьезное дело так совершенно было испорчено; чтобы лишить „товарищей" почвы, раньше всего не забывайте о .нуждах рабочих, не давайте укореняться лживому, антихристианскому учению о неизбежной классовой борьбе. Не давайте возможности утверждать, что рабочие— современные рабы и что на этом рабстве зиждется наша культура. Не уподобляйтесь тем черствым эксплоататорам, которые рады держать рабочого впроголодь, потому что голодный рабочий смирнее. Вообще, не забывайте рабочих хоть из эгоизма, так как иначе все здание успокоения будете строить на песке. При таких условиях не помогут никакия фильтрации, никакое преследование социал-демократовъ—доказательство тому на лицо. Обратите внимание на этот грозный симптом. Болезнь усиливается, и, кроме лечения, ее необходимо предупреждать. Для этого нужны надлежащия условия жизни. Это—совместное дело правительства и наших представительных учреждопий. Это—вопрос... ну, чем-же я виноват, если. на какую тему ни начнешь писать, все сведется к одному исцеляющему все наши недуги средству— проведению в жизнь манифеста 17-го октября!" (6/1 ИО).

В заключение нельзя обойти молчанием ничем не опрайды-ваемое сообщение двух органов прессы о своих же собратьях. Так, „Спб. Вед." указывают, что

„Р. S. Кстати, на Съезде неоднократно проверялись входные билеты представителей печати, так как до сведения президиума было доведено, что представители печати ведут агитацию среди членов Съезда. По наведенным представителями же печати сведениям, оказалось, что бюро Съезда выдало свыше 70 корреспондентских билетов. На самом-же деле на заседаниях Съезда присутствовало не более 20 представителей печати, занимавшихся своим прямым делом. Является вопрос: что это еще за 50 „корреспондентовъ", кто они такие,' кто их послал, зачем они, в самом деле, явились на Съезд и почему им были выданы корреспондентские билеты?*4 (8/1 ИО).