Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 325   >>>

  

— 325 —

были рабочими, но были ряженые жидки из редакций „Речи4*, „Руси44 и „Биржовки44, ибо рабочему человеку не было бы времени посещать Съезд и высиживать ежедневно 8—9 часов, слушая в большинстве праздные речи! Очень было бы интересно узнать этих рабочих поименно и проверить действительно ли это рабочие. Бьюсь об заклад, что они фальсифицированы (подле льны)!

Мы слышали много дельных, хороших суждений о борьбе с пьянством, многими из них можно бы было воспользоваться; но все это затемнилось и было заволочено туманом революционных речей и пожеланий: и вышел Съездъ—не борьбы с пьянством, а борьбы с правительствомъ—борьбы глупой, безцельной и совершенно необоснованной.

Из всех указаний на меры борьбы с пьянством всего более практичной, обоснованной и целесообразной, является пожелание продавать водку меньшей крепости, сбавляя таковую постепенно, хотя бы каждое полугодие и доведя крепость водки не свыше 25°, вместо теперешних сорока, оставив притом цену водки без изменений. Мера эта была применена при борьбе с пьянством в Галиции и увенчалась блестящим успехом.

Почему бы и винным лавкам не торговать 30° вином, причем потребитель поглощал бы на 20°/о меньше алкоголя, что, конечно, уменьшало бы опьянениф. При таком условии и казна бы ничего не потеряла и потребитель спивался бы на 20°/о меньше. В Галиции водку продают теперь в 20°, а любители продолжают ее пить, хотя и перестали напиваться. Вот мера, которую правительство могло бы применить немедленно, и без. всякого ущерба для фиЫа!и (12/1 ИО). '

Но продолжение идет в ином духе.

„Последняя нравственная вакханалия, разыгравшаяся на „алкогольном Съезде44, раскрыла глаза и слепымъ'. Вот уже по истине „стая воронов слетелась на груду тлеющих костей41!... Был поставлен вопрос во всей его ужасающей действительности. Вопрос пьянства—вопрос горя и страдания людского.

Все лучшие элементы общества возлагали большия надежды на этот Съезд; правительство не только совершенно искренно шло на встречу этому Съезду, но и ассигновало на расходы его ИО тысяч рублей; печать приветствовала и явилась на Съезд в виде своих репортеров и хроникеров и... в заключение шайка подстрекателей, назвавшаяся социал-демократами и якобы представителями идеи рабочого сословияГутанииа скандал и обратила в нуль все лучшия пожелания всех честных людей!;.

И в своей деятельности эти подстрекатели совершенно логичны.

Если народ будет трезв, если пьянство не будет разъедать ого организм, то возможно ли тогда самое существование гг. подстрекателей? Их теории, их умственный и нравственный марализм могут только вмещаться в головы пьяных, в головы людей совершенно развинченных и в умственном и в нравственном отношении.

— 326 —

Вдруг, алкогольный Съезд захотел вырвать этот козырь из рук гг. освободителей, или по крайней мере, ослабить его влияние и его значение! Ясно, что гг. освободители должны были стремиться к противодействию и именно этим преступным путем для сбережения своей собственой шкуры и для возможности своего преступного существования в жизни России1- (24/1 ИО).

Конечно, в том же духе скорби за русский народ высказывается и „Русское Чтение“.

„Первый Всероссийский Съезд по .борьбе с пьянством оправдал не надежды на него возлагавшияся, как на желанный почин решительной борьбы с губящим людей злом, а старую русскую пословицу „первый блин комомъ*4. Ком грязи в религию, в нравственность, в государственность! Это окончательное тяжелое впечатление, оставленное Съездом, предназначавшимся исключительно для выработки мер защиты и избавления народа от народного бича, мер борьбы против того страшного „зеленого змия11, который все яростнее и жаднее высасывает народную кровь.

Мы горячо приветствовали открытие этого Съезда, как мы обычно приветствуем всякое начинание на народную пользу; приветствовали потому, что нам не пришло на мысль подозрение даже возможности отрицания на таком Съезде тех именно основ, на которых главным образом и должна вестись культурная борьба в пороком, с величайшим глубоко вкоренившимся в народный быт злом, т. е. основ религии, нравственности и государственности,

Нечего тревожиться, что русский народ не поймет, как страшно отрицать религию и нравственность, ^ кто, и с какой целью теперь так восстает против этих основ народной жизни. Отрицание этих основ, даже в борьбе с пьянством, только лишний раз должно убедить хороший русский народ, что народная польза, народное здоровье, народное блогосостояние ничто для разных господ „ освободительного “ направления, добивающихся известной „самодеятельности массъ".

Настоящая полезная самодеятельность может быть достигнута только теми массами, которые не отравлены пьянством, не обнищали от него, которые религиозны и нравственны. Поэтому, прежде чем говорить о самодеятельности, нужно избавить массы от мешающого этому главного зла народного—пьянства, с которым главными культурными способами борьбы должны быть— религиозность и нравственность.

Очень печально, что ради таких „штукъ", испорчен великий, полезный, многообещающий почин Первого Всероссийского Съезда по борьбе с пьянством, почин, омраченный тем, что лучшие участники Съезда, во главе с духовенством, должны были преждевременно покинуть его с чувством глубокой обиды и скорби.

Не бросать же, однако, это необходимое дело! Надо только обставить его так, чтобы к нему снова не примазались какие-