Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 317   >>>

  

— 817 —

Бог их ведает. Но факт тот, что даже на объединенных заседаниях всех секций присутствовало всегда не более 100—150 человек, из которых большинство — рабочие и к ним примыкающие. Существовали-ли остальные 400 человек на самом деле — неизвестно, но, если существовали, то, очевидно, задачи Съезда и его настоящия ѵ цели были им безразличны и безконечно далеки: иначе они отнеслись бы к нему более внимательно и любовно и не отдали бы судьбы его .в руки превосходно съорганизовавшихся рабочих и иже с ними.

Изгнав со Съезда оффициальных представителей правительства и духовенство, изгнав их грубо и бессмысленно, господа товарищи но успокоились, а, наоборот, начали безчинствовать шумно и яростно.

А Господа товарищи еще лишний раз показали, что для них истинные нужды народа безразличны, а настоянья болезни и горести народные от них безконечно далеки. Пусть народ пьянствует и спивается, пусть разрушается его семья, пусть растет количество убийств и преступлений, пусть падает народное блогосостояние—лишь бы проходили резолюции господ товарищей о демократизации нашего строя, о невозможности дальнейшого единения помещиков и бюрократии, сидящих на народной шее, и проч., и проч.

„Новое Бремя" в лице Меныпикова вторит:—Весьма скандально, с шумом и гамом прошел на-днях в Петербурге первый Съезд, посвященный будто бы „борьбе* с алкоголизмом. Правительству в лицо были брошены грубые оскорбления (напр. обвинение в умышленном поощрении тайного шинкарства). Были вынесены резолюции революционного и даже анархического характера,—например отказ от религиозно-нравственных мер борьбы с пьянством. Невероятная безтолочь, болтовня и раздражение, которыми сопровождаются подобные Съезды, заставляют спросить: зачем собственно собираются они? Какой эти Съезды имеют толк и смыслъ? Есть ли хотя бы малейшая польза от подобных совершенно случайных сборищ и, напротив, — не вносят ли они в общественные вопросы вместо разъяснения— новую путаницу, усложняя их до неразрешимости? Иначе как мусором нельзя назвать громадное большинство докладов и протоколов, которые пишутся кое-как и обсуживаются еще хуже.

Самая идея собирать „всероссийские" митинги для обсуждения чисто политических вопросовъ—что она такое, как не засвидетельствованное банкротство власти? Собирают, например, противоалкогольный Съезд. Что это такое, как не доказательство, что правительство признает себя бессильным справиться с неудержимым пьянством народнымъ? Так это поняли очевидно и члены Съезда. Но в данном случае и правительство, и Съезд ошибаются, и ошибаются сугубо. Правительство на самом деле вовсе не так бессильно, — оно только не деятельно и не решительно, — с другой стороны если уж правительство ничего не может поделать в данной области, то ведь Съезды и подавно.

— 818 —

Взять хотя бы этот глубоко-трагический вопрос о пьянстве, с которым связано самое существование на земле нашей расы. Повидимому до нас еще об этом толковали десятки лет, не и на нашей памяти комиссии разного рода „разрабатываютъ" это гамлетовское „быть или не быть" (то-есть „пить или не пить") уже третье десятилетие. И чего-чего не написано по этому поводу, что физически не может быть никем прочитано! Между тем весь грозного значения вопрос вмещается собственно в двух словах: „водка—ядъ". Пока этих двух слов не будет достаточно для решающого акта воли, мы не дождемся никакого решения. Никакия комиссии, никакие Съезды, хотя бы „всероссийские", хотя бы весьма ругательные и кусательные, не помогут. Господа ораторы будут горячиться о меньшем брате, а несчастный народ будет тянуть горькую, давая редкое в истории зрелище, как сходит с мировой сцены державное племя, от рта которого некому было оторвать чашу с ядом. (7/1—ИО).

„Колоколъ" вещает:—Первый Всероссийский Съезд по борьбе •с пьянством приближается к концу. Но уже теперь становится ясным, что этот Съезд слишком мало принесет дельного в борьбе с вековым недугом Руси. Это можно было ожидать сразу же, взглянув лишь на состав членов 1-го Съезда и •обратив внимание на ту быстроту, с которой организовался этот Съезд, на его сказочную „ скоропалительность “.

Справедливость требует отметить, что в числе членов этого Съезда, находится достаточно и людей опытами почтенных уче-ных-теоретиков. Но это — меньшая половина; подавляющее же большинство, в том числе врачей, несколько десятков членов представителей Гос. Думы от „рабочихъ", т. е. левых партий. Не алкогольный вопрос их захватывает, а те же потуги захвата товарищескихъ“ политических свобод.

Лозунгом, объединяющим левые элементы Съезда, является; „Долой монополию!"

Скрытый смысл этого маневра ясен. „Оппозиции" во чтобы то ни стало желательно лишить казну дохода, который дает винная монополия.

И вот мудрые эс-деки, под видом заботы о народе, желают лишить казну дохода от винной монополии, но ничего не будут иметь, если эти миллионы пойдут, как прежде, в карманы содержателей кабаков, главным образомъ—евреев. (З/и ИО).

И далее таже газета раскрывает карты, кому интерес в спаивании народа. „Главное место по важности рассматриваемых вопросов принадлежит, конечно, Съезду антиалкоголистов, ого занятия возбуждают несомненный интерес во всех кругах общества, ибо алкоголизмъ—бич всего человечества, главная причина преступности, нищеты и болезней. Здесь враг на лицо, и притом враг, борьбой с которым заняты лучшие люди и в других государствах, и их опыт и труд могли бы быть важными вспомогательными средствами в выработке Съездом мероприятий до борьбе с пьянством.