Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 294   >>>

  

— 294 -

опьяняться художественным образом, постигнуть тонкое наслаждение игры идей, познать сладость умственного напряжения и умственных достижений.

Все это, конечно, хорошо. Но человек, совершивший такую эволюцию от алкоголика до организации, способной только к культурному возбуждению—самый ненадежный инструмент для управления. Такого не усыпить классическим аргументом об ограниченности ума подданных.

Вот и вторая причина. Впрочем, обе оне практически сводятся к одной. Борьба против алкоголизма есть своего рода культуркампф, борьба культуры, борьба с народным невежеством.

Поскольку у нас возможна этого рода борьба—'Конечно, не половинчатая, а настоящая, guerre й. outrance—постольку можно сколько-нибудь серьезно говорить о борьбе с пьянством и ожидать практических результатов от Съезда.

Если же такой культуркамф у нас невозможен, то лучше прямо поклониться бутылке и пожелать ей доброго здравия. (6/1 ИО).

Задачи Съезда рисует „Раннее утро14 в следующих строках: „Среди многих Съездов, открывшихся в последние дни в Москве и Петербурге, обращает на себя особое внимание первый всероссийский Съезд по борьбе с пьянством. Впервые люди науки, государственные и общественные деятели собрались для совместного освещения величайшого зла русской народной жизни, для изыскания мер борьбы с повальным алкоголизмом, подрывающим экономическое блогосостояние и духовные силы массы трудящогося населения.

Несмотря на огромное государственное значение вопроса о борьбе с чрезмерным потреблением вина, несмотря на общее сознание непоправимого зла, вносимого в народную жизнь пьянством, трудно указать на какия-либо серьезные меры государственного и общественного характера, принятые до настоящого времени для исцеления этой тяжелой язвы. Условия русской жизни сложились так, что государственная власть уклонялась от радикального разрешения вопроса, а общество было бессильно придти на помощь населению в этой области, как и во многих других.

Забота о народной трезвости, рассудку вопреки и наперекор стихиям, была исключительно сосредоточена в том самом ведомстве, на котором непременная обязанность—наибольший1 извлечете доходов из продажи казенного вина, из народного пьянства. Борьба с порочными наклонностями экономически ослабленного населения была возложена на то самое учреждение, которое строило государственный бюджет на казенной винной монополии. Проповедь воздержания от вина раздавалась там. где были сосредоточены наибольшие соблазны пьянства.

Такая постановка дела неизбежно исключала возможность широких государственных мероприятий, направленных к действительному оздоровлению народной жизни.

— 295 —

Важнейший государственный интерес, заключающийся в охране народных сил и. народного здоровья, оказался отодвинутым на задний план во имя непосредственных финансовых нужд данного момента государственного хозяйства. И вся деятельность министерства финансов но борьбе с пьянством выразилась в устройстве пресловутых чайных и других заведомо безцельных иаллиативах, прикрывающих только глубокий народный недуг. Планомерная общественная работа в этом направлении требовала устранения многих внешних препятствий, больших рессурсов и правительственного содействия. Все эти данные не только отсутствовали, но и не могли быть созданы, так как радикальные меры борьбы с пьянством находились в непримиримом противоречии с общим направлением экономической политики финансового ведомства.

Естественно, что на почве общественной бездеятельности и паллиативных7> мер министерства финансов народное пьянство широко развивалось и в настоящее время приняло размеры грозного народного бедствия.

Съезд уже определил общее направление своих работ, остановив свое внимание на коренной причине чрезмерного развития народного пьянства и встретив единодушным одобрением заявление ироф. Бехтерева о том, что государство должно отказаться от эксплоатации вина в фискальных целях. Может ли государство строить свое финансовое блогополучие на экономическом разорении народа, на его пьянстве, ведущем к вырождению, проституции, преступности и проч.? Вот вопрос, который поставлен Съездом и неизбежно будет поставлен в категорической форме самой жизнью (30/хи 09).

На страницах той же газеты Скиталец, уделяя внимание Съезду говорит:

Последния числа декабря и начало января у нас обычно отводятся для Съездов всякого рода. Нынче в новый год вводит насъ—среди другихъ—особенно значительный и заметный Съезд но борьбе с пьянством. Каковы бы ни были результаты его,— важно и дорого уже то, что вопрос будет освещен со всех сторон, и все, имеющие уши, узнают, что это за штука такая— пьянство.

Наше пьянство—наш горб, к которому уже пригляделись. Нужны особые обстоятельства, чтобы об этом уродстве зоговорили. Съезд по борьбе с пьянством и является таким особенным обстоятельством. Кончится он, нахлынут другия злобы дня, и мы опять оставим без внимания наш „горбъ*.

Пословица говорит, что горбы исправляются только могилой. Но неужели так-таки удастся зеленому змию свалить Россию, как это пророчат иные исследователи? Хочется верить, что не он скрутит нас, а мы скрутим его. Война должна быть безпощадна. Алкоголь должен уступить дружному напору знания и* истинного патриотизма.* И нынешний Съезд можно считать первой атакой в этой священной войне (З/и ИО).