Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 251   >>>

  

— 251 -

ными напитками, должна вестись непрерывно на всех фронтах и не только правительственными органами и органами самоуправления при содействии общественных сил, но и церковными союзами, а также духовенством. В настоящем деле необходим, конечно, целый ряд мер в области социальной, полицейской, уголовной, врачебной и санитарной, но не менее необходимы и мероприятия в области духовной, моральной.

Нельзя прежде всего не придавать значения живой, проникновенной, исходящей из глубины сердца проповеди священнослужителя о духовном и физическом вреде пьянства. Наблюдение показывает, что такая проповедь, сказанная, но не прочитанная, производите громадное впечатление на народ и можете способствовать борьбе отдельных лиц с наклонностью к пьянству. Но менее действительны и разные другие способы воздействия со стороны священников на религиозную совесть, стыд и чувство собственного достоинства лиц, усвоивших себе пагубную привычку пьянствовать; но прежде всего, конечно, священник сам должен быть человеком трезвым. Мы можем наблюдать благие результаты такой живой проповеди против пьянства со стороны, например, священников римско-католической церкви в Царстве Польском и мариавитов, блогодаря чему там местами пьянство сильно уменьшается. К сожалению, в православной церкви проповедничество поставлено очень плохо, и мы почти не слышим в наших храмах живой проповеди.

Громадное влияние на уменьшение пьянства оказывают также меры, принимаемые, к сожалению, лишь ничтожным числом православных священников, к тому, чтобы на пиршествах и обедах, устраиваемых но случаю свадеб, похорон и т. п. событий, а также во время церковных торжеств, не было вина. Правда, этого можно достигнуть лишь в тех случаях, где священник заслужил такую любовь и уважение, что, если он объявить, что не посетит пиршества, где будете вино или водка, прихожане предпочтут отказаться от вина, лишь бы священник принял участие в их торжестве, но факты показывают, что подобные случаи возможны. Еще плодотворнее, как показывает практика, организация духовенством обществ трезвости. Эти общества уже имеют свой историю и известно, что в некоторых местах они сыграли громадную роль в деле борьбы с народным пьянством. Такое общество еще недавно прекрасно действовало в Петербурге; но наиболее громкую известность стяжало общество, устроенное под Москвой в о. Нахабине местным священником о. Сергием, к которому приезжали записываться в союз трезвенников алкоголики из других губерний, но которому почему-то было приказано начальством сократить свой деятельность.

Но самым могучим орудием борьбы с алкоголизмом и с другими социальными недугами, например, с бедностью, являются несомненно церковные организации и всякого рода религиозные союзы, основанные в исполнение евангельского завета,

- 252 -

..где двое или трое но ммя Мое, там Я посреди нихъ", т. о. на началах деятельной христианской любви и милосердия. Они являются сообществами, способными оказать своим сочленам самую широкую поддержку как в области моральной, так и экономической на началах взаимопомощи. Далее, такого рода союзы дают возможность своим членам постоянного нравственного воздействия и влияния друг на друга. Участие в них соединяет верующих в один могучий организм, способный бороться и противостоять всякого рода испытаниям с большим успехом, чем могут бороться отдельные лица, ничем друг с другом не (вязанные, представляющия из себя людскую пыль.

Несомненно, что и духовные лица, стоящия во главе прочно организованных и правильно действующих религиозных союзов, пользуются большим нравственным авторитетом, а следовательно могут с большим успехом руководить духовной жизнью подведомственной им паствы, чем тогда, когда они являются чужими, назначенными помимо согласия пасомых на священно-служительския должности людьми, а миряне представляют собой неорганизованную массу отдельных посетителей храмов соприкасающихся с пастырем лишь во время требоисполнений. Что это так, мы можем видеть, наблюдая жизнь наших старообрядцев и сектантов. Старообрядцы, соединенные в крепкие союзы — приходския общины, а сектанты, образующие отдельные союзы или общины, живя среди православных, заметно выделяются своею трезвостью, зажиточностью и развитием среди них взаимопомощи. Недавно возникший в Царстве Польском союз мариавитов, представляющий собой ныне польскую старокатоли-ческую церковь, распадается на отдельные, автономные приходския единицы. Спаянные в такия ячейки мариавиты достигли удивительных результатов своей деятельности, разрешив отчасти и некоторые проблемы в области социальной на началах взаимопомощи. Так, в фабричных и т. п. центрах союзы мариавитов выстроили ряд дешевых жилищ для рабочих, открыли дневные приюты для детей рабочого люда, устроили для них вспомогательные кассы и учебные мастерския и т. п. В результате в гор. Лодзи из 45.000 рабочих, заведомо бывших социалистами, 25.000 человек перешли в мариавитизм. Мариавиты же отличаются такой чистотой нравственной жизни и в частности — трезвостью, что в Царстве Польском известны случаи закрытия в мариавит-ских приходах, приносящих убыток казенных винных лавок, за неимением в этих приходах потребителей вина.

Совсем другое мы видим, наблюдая нашу господствующую, православную церковь, к которой принадлежит большая часть русских. К величайшему сожалению, культурное влияние православной церкви на народ ничтожно. Нет в нашей живой деятельности ея членов, христианской общительности; она но меткому выражению Достоевского, находится в параличе.

Назначаемое помимо согласия прихожан духовенство отчуждено от паствы: они ничем не связаны. В свой очередь, белое