Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 250   >>>

  

— 250 —

• 3. Постановка учебно-восииитательного дела в Скандинавии и противоалкогольное образование в школе.

4. Готенборгская система и результаты борьбы с пьянством и алкоголизмом.

Рим, Ефим Борисович, д-р.

Доклад. — „Алкогольная наследственность ири и н д и в и д у а л ь и о м а л к о г о л и з м е“.

(Выводы из личных наблюдений автора).

ПОЛОЖЕНИЯ.

I.—Большинство хронических алкоголиков, 87, 73%, обременено алкогольной наследственностью. Исследованы 1.500 алк. (1.378 мужч. к 122 ж.).

II.—70% хронических алкоголиков обременены прямой восходящей алкогольной наследственностью, 17, 73%—наследственностью по боковым линиям.

III.—Отец передает алкогольную наследственность чаще сыновьям, мать— дочерямгь.

IV.—У мужчин, обремененных прямой восходящей алкогольной наследственностью, в 75,3%, наследственность идет от отца.

V.—В семьях, подверженных алкоголизму, почти */з (44%) детей становятся хроническими алкоголиками. Так, в 2.500 семьях было 10.804 взрослых братьев и сестер; из них 4.760 или 44% стали хроническими алкоголиками.

VI.—Наследственные алкоголики излочимы, как и ненаслед-ственные.

VII.—У ^наследственных алкоголиков встречаются те же формы и степени хронического алкоголизма, как и у наследственных.

VIII.—Алкоголь приводит как наследственных, так и не-наследственных к одному знаменателю — хроническому алкоголизму (к постоянному пьянству, запой и т. д.).

Ровинский, К. И., гласный Смоленского Земства.

Доклад. — „Роль церкви и разного рода религиозных союзов, а также духовенства в деле борьбы с народным пьянствомъ".

Борьба с алкоголизмом, подтачивающим физическия и духовные силы могучого, великого русского народа и вызывающим вырождение будущих поколений лиц, злоупотребляющих спирт-

— 251 -

ными напитками, должна вестись непрерывно на всех фронтах и не только правительственными органами и органами самоуправления при содействии общественных сил, но и церковными союзами, а также духовенством. В настоящем деле необходим, конечно, целый ряд мер в области социальной, полицейской, уголовной, врачебной и санитарной, но не менее необходимы и мероприятия в области духовной, моральной.

Нельзя прежде всего не придавать значения живой, проникновенной, исходящей из глубины сердца проповеди священнослужителя о духовном и физическом вреде пьянства. Наблюдение показывает, что такая проповедь, сказанная, но не прочитанная, производите громадное впечатление на народ и можете способствовать борьбе отдельных лиц с наклонностью к пьянству. Но менее действительны и разные другие способы воздействия со стороны священников на религиозную совесть, стыд и чувство собственного достоинства лиц, усвоивших себе пагубную привычку пьянствовать; но прежде всего, конечно, священник сам должен быть человеком трезвым. Мы можем наблюдать благие результаты такой живой проповеди против пьянства со стороны, например, священников римско-католической церкви в Царстве Польском и мариавитов, блогодаря чему там местами пьянство сильно уменьшается. К сожалению, в православной церкви проповедничество поставлено очень плохо, и мы почти не слышим в наших храмах живой проповеди.

Громадное влияние на уменьшение пьянства оказывают также меры, принимаемые, к сожалению, лишь ничтожным числом православных священников, к тому, чтобы на пиршествах и обедах, устраиваемых но случаю свадеб, похорон и т. п. событий, а также во время церковных торжеств, не было вина. Правда, этого можно достигнуть лишь в тех случаях, где священник заслужил такую любовь и уважение, что, если он объявить, что не посетит пиршества, где будете вино или водка, прихожане предпочтут отказаться от вина, лишь бы священник принял участие в их торжестве, но факты показывают, что подобные случаи возможны. Еще плодотворнее, как показывает практика, организация духовенством обществ трезвости. Эти общества уже имеют свой историю и известно, что в некоторых местах они сыграли громадную роль в деле борьбы с народным пьянством. Такое общество еще недавно прекрасно действовало в Петербурге; но наиболее громкую известность стяжало общество, устроенное под Москвой в о. Нахабине местным священником о. Сергием, к которому приезжали записываться в союз трезвенников алкоголики из других губерний, но которому почему-то было приказано начальством сократить свой деятельность.

Но самым могучим орудием борьбы с алкоголизмом и с другими социальными недугами, например, с бедностью, являются несомненно церковные организации и всякого рода религиозные союзы, основанные в исполнение евангельского завета,