Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 252   >>>

  

- 252 -

..где двое или трое но ммя Мое, там Я посреди нихъ", т. о. на началах деятельной христианской любви и милосердия. Они являются сообществами, способными оказать своим сочленам самую широкую поддержку как в области моральной, так и экономической на началах взаимопомощи. Далее, такого рода союзы дают возможность своим членам постоянного нравственного воздействия и влияния друг на друга. Участие в них соединяет верующих в один могучий организм, способный бороться и противостоять всякого рода испытаниям с большим успехом, чем могут бороться отдельные лица, ничем друг с другом не (вязанные, представляющия из себя людскую пыль.

Несомненно, что и духовные лица, стоящия во главе прочно организованных и правильно действующих религиозных союзов, пользуются большим нравственным авторитетом, а следовательно могут с большим успехом руководить духовной жизнью подведомственной им паствы, чем тогда, когда они являются чужими, назначенными помимо согласия пасомых на священно-служительския должности людьми, а миряне представляют собой неорганизованную массу отдельных посетителей храмов соприкасающихся с пастырем лишь во время требоисполнений. Что это так, мы можем видеть, наблюдая жизнь наших старообрядцев и сектантов. Старообрядцы, соединенные в крепкие союзы — приходския общины, а сектанты, образующие отдельные союзы или общины, живя среди православных, заметно выделяются своею трезвостью, зажиточностью и развитием среди них взаимопомощи. Недавно возникший в Царстве Польском союз мариавитов, представляющий собой ныне польскую старокатоли-ческую церковь, распадается на отдельные, автономные приходския единицы. Спаянные в такия ячейки мариавиты достигли удивительных результатов своей деятельности, разрешив отчасти и некоторые проблемы в области социальной на началах взаимопомощи. Так, в фабричных и т. п. центрах союзы мариавитов выстроили ряд дешевых жилищ для рабочих, открыли дневные приюты для детей рабочого люда, устроили для них вспомогательные кассы и учебные мастерския и т. п. В результате в гор. Лодзи из 45.000 рабочих, заведомо бывших социалистами, 25.000 человек перешли в мариавитизм. Мариавиты же отличаются такой чистотой нравственной жизни и в частности — трезвостью, что в Царстве Польском известны случаи закрытия в мариавит-ских приходах, приносящих убыток казенных винных лавок, за неимением в этих приходах потребителей вина.

Совсем другое мы видим, наблюдая нашу господствующую, православную церковь, к которой принадлежит большая часть русских. К величайшему сожалению, культурное влияние православной церкви на народ ничтожно. Нет в нашей живой деятельности ея членов, христианской общительности; она но меткому выражению Достоевского, находится в параличе.

Назначаемое помимо согласия прихожан духовенство отчуждено от паствы: они ничем не связаны. В свой очередь, белое

— 253 —

духовенство, безправное, рабски подчиненное епископам и синодальным чиновникам, представляет собой замкнутую касту, блогополучие которой зависит от доброхотных даяний прихожан и так называемого, по меткому выражению покойного И. Аксакова, „терпимого святотатства44, т. е. произвольного обложения Синодом и епархиальной властью храмов всякого рода поборами и налогами. Миряне, которые по каноническим правилам должны быть телом Церкви Христовой и должны быть объединены вокруг храма в церковные общины, являются отдельными, безправными посетителями храмов. И не удилительно: наша церковь не соединена с государством, а всецело поглощена, превращена в „ведомство православного исповедания44. Раз уничтожена каноническая свобода и самоуправление церкви, другой роли мирянам не может быть отведено, и понятно, что когда-то живые организмы — православные самоуправляющиеся в известных пределах приходы, выбиравшие сами себе членов причта на точном основании церковных правил, потеряли свое значение основных церковно-общественных единиц, у нас исчезли церковные православные общины и приход получил теперешнее исключительное территориальное значение.

Приход потерял право быть юридическим лицом, каковым теперь признается храм, доходы коего собираются на основные нужды духовенства помимо желания и согласия прихожан. В приходе нет никакой церковно-общественной жизни, в управлении церковном водворился бездушный формализм и канцеляризм. Священники являются чиновниками ведомства православного исповедания, с ярко очерченными полицейскими обязанностями. В народе водворилось исключительно обрядовое блогочестие и то надает, так как оно одно не может удовлетворить духовных стремлений народа; в интеллигенции же, наблюдающей противоречие между религиозным идеалом и действительностью, развивается все больше религиозный индифферентном, что хуже неверия... Вот современное состояние православной церкви, которая при других условиях, могла бы быть громадной культурной силой и своей живой деятельностью могла бы исцелить не мало социальных недугов. Она нуждается в обновлении, но пока соберется церковный собор, который один будет в состоянии возвратить церкви ея свободу и возродить соборное устройство, мы должны сделать все возможное к скорейшему возвращению нашему православному приходу канонического значения основной церковной ячейки с правами юридического лица. Церковная община — этот живой организм — может сделать, как мы видим у мариавитов, старообрядцев и сектантов, многое для поднятия материального и духовного состояния своих членов и в том числе быть прекрасной организацией для борьбы с народным пьянством и другими социальными недугами. „В единении—сила44, а в таком серьезном деле, как борьба с пьянством, оно необходимо в особенности. Люди не в состоянии достигнуть каких-нибудь осязательных результатов-ни в каком серьезном деле, имею-