Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 215   >>>

  

— 215 —

КауФман, В. И., номощн. привяжи, новер.

Доклад. — „Пьянство и гражданское право".

1) Государство, в виду вреда, приносимого алкоголизмом индивидууму, семье и обществу, может и должно бороться с этим вредом всеми имеющимися в его распоряжении мерами, между прочим и гражданско-правовыми.

2) Меры эти, поскольку оне касаются гражданского нрава, состоят в ограничении дееспособности хронических пьяниц посредством установления опеки над ними, не только имущественной, но и личной, а также в признании недействительными сделок, совершенных в целях продажи вина в кредит или обезпечения такой продажи.

3) Ограничение дееспособности привычных пьяниц, которое вводит § 6 п. 3 Германского гражданского уложения, имеет целью лечение самого пьяницы и охрану его семьи и общества, во-нервых, от насилии с его стороны, и во-вторых, от имущественного ущерба.

4) Выражение „страсть к пьянствум (Trunksucht), употребляемое в Германском гражданском уложении, имея в виду исключительно болезненный характер привычного пьянства, не охватывает достаточно широкого круга пьяниц. Лучше в этом отношении поставлена опека над привычными пьяницами по новому Общешвейцарскому гражданскому уложению, так как распоряжение установления, решающого вопрос об ограничении дееспособности данного лица, ст. 370 этого уложения представляет сверх повода „страсть к пьянству" еще другие поводы, дополняющие предыдущий, именно „развратное поведение" и „дурное заведование имуществомъ".

5) Правило § 680 Германского Устава гражданского судопроизводства, по которому право возбуждения дел в ограничении дееспособности вследствие страсти к пьянству предоставлено лишь родственникам, супругу и опекуну, но не предоставлено прокуратуре, предоставляется необходимым по соображениям политического характера, имеющим одинаковое с Германией значение и для России. Задерживающее влияние этого правила на проведение рассматриваемого института в жизнь не доказано.

6) Наш проект гражданского Уложения (ст. 7 п. 4), расширяя, с одной стороны, круг лиц, попадающих под действие рассматриваемого института, употреблением правильного выражения „привычное пьянство", с другой, сильую суживает и умаляет значение опеки над привычными пьяницами, сообщая последней исключительно имущественный характер. Непредо-ставлением опекуну никакой власти над личностью пьяницы затрудняется исправление последняго и лишается должной защиты его семья и общество.

7) Следует ожидать, что рассматриваемый институт у нас

— 216 —

привьется, так как зачатки его ужо существуют в нашей крестьянской судебной практике.

8) Представляется желательным внесение следующих изменений в наш проект Гражданского Уложения:

а) Возложение на опекунов над привычными пьяницами, наравне с заботой об имуществе опекаемого, и заботы о личности его, с предоставлением опекуну права определения места жительства подопечного, в видах установления возможности принудительного лечения хронических алкоголиков в особо приспособленных лечебных заведениях и охраны общества и семьи привычного пьяницы от Василий со стороны последняго.

б) Дополнение проекта постановлением следующого содержания:

„Обязательства, возникшия из отпуска в кредит спиртных

напитков для потребления их на месте отпуска, признаются недействительными.

В равной мере признаются недействительными и залог, заклад и неустойка, установленные в обезпечение подобного рода обязательства.

Требования но обязательствам, указанным в первой части настоящей статьи, не подлежат зачету

Клюнув, И. С.

Доклад.—„Внешкольное образование, как орудие борьбы против распространения алкоголизма.

I. Значение внешкольного образования и необходимость серьезной постановки его в широких массах населения.

II. Виды внешкольного образования, выдвигаемые жизнью в настоящее время: а) народные библиотеки, б) повторительные классы и курсы для взрослых, в) воскресные школы, г) народные чтения при училищах, д) педогогические музеи, о) народные хоры и

ж) народные университеты.

III. Состояние этого вопроса в Министерстве Народного Просвещения до сего времени и ничтожность того размера субсидий, с которыми оно приходило на помощь в этой отрасли народного образования земствам, городам и частным лицам.

IV. Желательность более серьезного отношения со стороны Правительства к внешкольному образованию и необходимость более широкой помощи в виде денежных субсидий на все виды этого образования всем тем земским и городским самоупра-влениям и частным обществам и лицам, которые работают в этом направлении и затрачивают на это свои средства.

V. Общия положения.