Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 214   >>>

  

- 214 -

2) Попечительства о народной трезвости фактически являются учреждениями бюрократическими, лишенными даже и тени общественной самодеятельности.

3) Деятельность попечительств о народной трезвости носит ярко-выраженный реакционный характер затемняющий народное сознание.

4) Ассигнуемые правительством ежегодные субсидии в размере около I1/2 миллионов рублей являются непроизводительной тратой народных денеи.

5) Передача попечительств о народной трезвости в руки городских и земских самоуправление как это предлагала комиссия 39 в Государственном Совете, могла бы внести существенное изменение лишь ири условии полной их демократизации с привлечением к участию представителей из рабочих организаций.

6) Действительными же мерами борьбы с алкоголизмом могут быть: а) поднятие экономического и культурного уровня широких слоев народа; б) предоставление широкой инициативы, в деле борьбы с алкоголизмом, всем слоям общества, и

в) полная свобода самодеятельности всех видов рабочих организаций.

Касларьянц, О.

Доклад. — „Алкоголизм и бакинские рабочие*.

ТЕЗИСЫ:

1) С увеличением заработной платы уменьшается потребление спиртных напитков.

2) Тяжелый и грубый труд вызывает усиленное потребление алкоголя.

3) Квалифицированный и культурный труд понижает потребление спиртных напитков.

4) С удлинением рабочого дня потребление алкоголя увеличивается.

5) Скученность жилищ и их.антисанитарное состояние способствует усиленному потреблению алкоголя.

6) Местные бакинския условия способствуют развитию алкоголизма (нефтяное производство, коммерческия условия, недостаток питьевой воды, прокопченное^ воздуха и проч.).

7) Низкий культурный уровень рабочих способствует потреблению спиртных напитков.

8) Пьянство влечет за собой падучую, белую горячку, сумасшествие.

— 215 —

КауФман, В. И., номощн. привяжи, новер.

Доклад. — „Пьянство и гражданское право".

1) Государство, в виду вреда, приносимого алкоголизмом индивидууму, семье и обществу, может и должно бороться с этим вредом всеми имеющимися в его распоряжении мерами, между прочим и гражданско-правовыми.

2) Меры эти, поскольку оне касаются гражданского нрава, состоят в ограничении дееспособности хронических пьяниц посредством установления опеки над ними, не только имущественной, но и личной, а также в признании недействительными сделок, совершенных в целях продажи вина в кредит или обезпечения такой продажи.

3) Ограничение дееспособности привычных пьяниц, которое вводит § 6 п. 3 Германского гражданского уложения, имеет целью лечение самого пьяницы и охрану его семьи и общества, во-нервых, от насилии с его стороны, и во-вторых, от имущественного ущерба.

4) Выражение „страсть к пьянствум (Trunksucht), употребляемое в Германском гражданском уложении, имея в виду исключительно болезненный характер привычного пьянства, не охватывает достаточно широкого круга пьяниц. Лучше в этом отношении поставлена опека над привычными пьяницами по новому Общешвейцарскому гражданскому уложению, так как распоряжение установления, решающого вопрос об ограничении дееспособности данного лица, ст. 370 этого уложения представляет сверх повода „страсть к пьянству" еще другие поводы, дополняющие предыдущий, именно „развратное поведение" и „дурное заведование имуществомъ".

5) Правило § 680 Германского Устава гражданского судопроизводства, по которому право возбуждения дел в ограничении дееспособности вследствие страсти к пьянству предоставлено лишь родственникам, супругу и опекуну, но не предоставлено прокуратуре, предоставляется необходимым по соображениям политического характера, имеющим одинаковое с Германией значение и для России. Задерживающее влияние этого правила на проведение рассматриваемого института в жизнь не доказано.

6) Наш проект гражданского Уложения (ст. 7 п. 4), расширяя, с одной стороны, круг лиц, попадающих под действие рассматриваемого института, употреблением правильного выражения „привычное пьянство", с другой, сильую суживает и умаляет значение опеки над привычными пьяницами, сообщая последней исключительно имущественный характер. Непредо-ставлением опекуну никакой власти над личностью пьяницы затрудняется исправление последняго и лишается должной защиты его семья и общество.

7) Следует ожидать, что рассматриваемый институт у нас