Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 171   >>>

  

— 171 —

Результаты баллотировки: 67—за избрание Комиссии, 46—против при 3 воздерж. Предложение принимается. Решено выбрать Комиссию редакц. из членов Съезда, авторов резолюций и докладчиков Д. Н. Бородина и М. Г. Ииотельникова.

Состав Комиссии: 1) Предкальн; 2) Бородин, Д. Н.; 3) Котельников; 4) Штанга, 5) Ковалевский, В. И.; 6) Дембо;

7) о. Булдыгин, свящ.; 8) Поссе, В. А.; 9) Быков; ИО) Чиу-кин; 11) Крейсер; 12) Чебышева-Дмитриева; 13) Крапивницей: 14) Эгле.

В виду окончания обсуждения вопросов о винной монополии Д. А. Дриль, председательствовавший на всех Собраниях, посвященных этому вопросу, слагает с себя обязанности председателя и предлагает избрать председателем М. Н. Ниже-городцева:1

Соединенное собрание Секций переходит к обсуждению резолюций по серии докладов: „Школа и алкоголизмъ“ и „Борьба с алкоголизмом ири посредстве Школы".

Член Съезда, член Госуд. Думы И. С. Клюжев прочитывает положения, выработанные Комиссией из всех докладчиков по указанным вопросам.

Решено обсуждать по пунктам.

Прения открываются по 1-му пункту, который гласит, что „Съезд считает необходимым вести культурную борьбу (с пьянством) при посредстве школьного образования, с усилением в нем религиоэно-нравственных устоев и с приближением его к запросам жизни и быту населения",—в смысле всесторонняго и делового соприкосновения человека к природе.

Бландова. В целях более прочного усвоения детьми здравых понятий и в том числе о вреде употребления напитков желательно продлить курс начальной школы до 6—7 лет.

Марковников. Под словом алкоголизм, употребленном в резолюции, чаще подразумевается болезненная привычка организма к алкоголю, что в детском возрасте встречается очень редко и чего, вероятно, не хотели сказать составители резолюций; в виду этого, во избежание недоразумений, предлагаю во всех местах резолюции слово „алкоголизмъ" заменить словами „употребление спиртных напитковъ".

Штапге. Как в этом пункте, так и в последующих, есть неясность по вопросам, возбуждающим сомнения в педогогике, и не дело нашего Съезда решать эти спорные вопросы. Так выражение, что школа должна давать разные „умения" можно истолковать в смысле предпочтения профессионального образования общему и подкрепить тенденцию умалить общеобразовательный элемент в народной школе, доходившую до того. что и Пушкин мужику не нужен. Неясным является выражение об усилении религиозно-нравственного элемента в школе. Это выражение, ведь, также может быть истолковано в том смысле, что Съезд высказался за увеличение числа уроков Закона Божия в народной школе. Такая неясность может затруд-

— 172 —

нить голосование и я высказываюсь за необходимость более ясной формулировки резолюции.

Омельченко предлагает исключить слова „усиления религиозно-нравственных устоевъ“.

Предлагаете;! несколько формул для замены выражений: усиление религиозно-нравственных устоев; но все они большинством голосов отвергаются и Собрание признает желательным полное исключение этого выражения из резолюции.

Группа духовенства с прот. /7. А. Миртовым оставляет зал. Затем свящ. М. Галкин возвращается и заявляет протест против того, что собрание решило этот вопрос, не выслушав представителей духовенства и не дав слова отцу Миртову, который трижды просил его. Председатель разъясняет причину отказа, указывает на возможность возобновления прений, если собрание признает основания для этого возобновления.

Д-р Григорьев просит занести в протокол, что принятое решение не может иметь знамения, так как собрание малочисленно и среди голосовавших против религиозно-нравственных начал преобладали представители рабочих организаций.

Не желая создавать печального инцидента с уходом со Съезда группы лиц, собрание решает большинством 64 голосов против 51 возобновить прения по существу, дабы выяснить причину нежелательного для духовенства решения Съезда. ИИостановляется дать слово двум ораторам, — одному за, другому против резолюции.

Против исключения вышеуказанных слов из резолюции говорит II. Миртов, за исключение Чиркин.

Объявляется перерыв.

Но возобновлении заседания председательство принимает Д. А. Дриль и обращается к Съезду с увещанием. Он указывает на то, что вся масса народа стоит на религиозных началах и просит собрание посмотреть на вопрос также с этой точки зрения, на которой стоит большинство русского народа и не затрагивать ни чьих религиозных убеждений.

Затем слово предоставляется Д. Н. Бородино/: „И в комиссии, и здесь я заявлял и протестовал против того, чтобы вопросы религии и нравственности выносить на обсуждение настоящого собрания. Здесь—не место обсуждать эти вопросы. Нельзя представить себе школы без нравственных устоев, и потому такие вопросы не могут подлежать баллотировке. Я протестовал против всяких мотивировок и объяснений к резолюциям и школьным докладам, но я остался в меньшинстве, и очень сожалею, что большинство не согласилось с моим мнением. Относясь с полным уважением ко всем религиозным воззрениям, считаю, что этот вопрос совершенно ошибочно внесен па обсуждение собрания. Я предлагал и снова предлагаю ограничиться следующими резолюциями: