Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 164   >>>

  

— 164 —

концертов, театра и собраний. Кто же из этой публики может воспользоваться нашими дорогими трактирами?

В докладе сказано было, что акцизное ведомство, обязанное по закону преследовать тайную продажу, почти совсем не проявляет энергии даже по сравнению с полицией. А кто не знает к чему приводит полицейский протокол но обнаружению тайной продажи? Создалась такая волокита в преследовании и в наказании виновных, что сама полиция становится втупик пред такими рискованными задачами министерства финансов.

Всем и каждому известно, что само ведомство совершенно игнорирует, какими способами распространяется алкоголь и совсем не обращает внимания на тайные шинки? С введением казенной продажи вина корчемство получило повсеместно самое широкое распространение и это явление находится в связи с казенной монополиею. При существовании акцизной системы и частной продажи вина корчемство было редкое явление, а теперь оно всюду и везде и это г.г. члены Съезда, безпристрастные наблюдатели сельской жизни, могут подтвердить. Корчемство находится в связи с казенной монополиею. Казенная продажа вина сопряжена со многими ограничениями, совсем не совпадающими с отсутствием или сокращением спроса на вино. Тайный шин-карь удовлетворяет потребности в приобретении вина, когда казенная лавка отсутствует или закрыта, С шинкарем возможны соглашения о покупке вина в кредит с залогом движимости или по личному доверию, чего в казенной лавке нельзя достигнуть. С введением казенной продажи вина устранен частный интерес, который наиболее нарушался корчемной торговлею и всегда готов был бороться с нею,—интерес кабатчика или владельца питейного завода. Кабатчик, как вам известно уплачивал крупные деньги казне и сельским обществам, а потому он не мог допустить корчемной торговли и делиться выгодами от торговли вином; тайные шинкари были его врагами и кабатчик боролся с ними всеми способами и на его стороне были и сельския общества, заинтересованные, при лучшей торговле, получить с него большия суммы за право торговли. Казенная продажа вина резко изменяет положение воюющих сторон. Частный интерес в борьбе с корчемством устранен и борьба эта переходит к полиции, которая материально скорее заинтересована не в прекращении корчемства, а наоборот; акцизные же чиновники лишились союзников в борьбе и средств к открытию виновных. Наконец, борьба с корчемством противоречит фискальному интересу казны, а потому едва ли отвечает интересам ея представителей. Активная борьба сократит потребление и поведет к закрытию винных лавок, а это несомненно будет противоречить интересам казны.

Монопольный закон о недозволенной продаже вина существенно изменился и значительно облегчил судьбу тайных продавив вина. Спрашивается для чего это сделано?

По новому закону степень наказуемости проступка недозво-

— 165 —

лонной продажи вина обусловлена признаком чисто внешним, случайным, а именно — наружным видом посуды, в которой содержится продаваемый напиток: целостью печати, этикета и т. и. Против этого мерила наказуемости различных видов проступка нельзя было бы возражать, если бы недозволенная продажа вина рассматривалась, как нарушение только формальное. Но когда нам известна цель закона, ratio legis — борьба с народным пьянством, тогда нельзя игнорировать эту цель при оценке закона о недозволенной продаже вина.

По этому закону за продажу, без надлежащого разрешения, вина, приобретенного из мест казенной продажи питой, виновные подвергаются: а) в случае продажи напитков в посуде с ненарушенными печатями, пломбами, бандеролями, этикетами и т. и.—денежному взысканию не свыше 30 руб., и 2) в случае продажи напитков раснивочно, или, хотя и на вынос, но в посуде не опечатанной, а также в посуде с нарушенными или поддельными печатями, пломбами, бандеролями, этикетами и т. и.— тюремному заключению от 4—8 мес. и, кроме того, конфискации задержанных напитков.

Таким образом, степень наказуемости различныхт> видов проступка но закону не находится в зависимости ни от злой воли, ни от степени вреда, причиняемого нарушителем.

Проступки, в существе своем совершенно равносильные, караются с весьма различной строгостью и даже, мало того, проступок но существу своему более тяжкий может повлечь за собой гораздо легчайшую ответственность по сравнению с проступком слабейшим. Если закон карает лиц, продающих тайно вино, то совершенно непонятным является, почему проступок их становится менее преступным при продаже вина в запечатанной посуде.

Ловкий и догадливый шинкарь за продажу вина в запечатанной посуде с бандеролью, с этикетом, подвергает себя денежному штофу в 30 руб.; менее же осмотрительный, или же, по случайности, продавший „мерзавчкъ* без этикета или с поврежденной печатью, должен будет отсидеть в тюрьме от

4—8 месяцев; между тем, деятельность этих шинкарей одинаково преступна.

Слабость надзора и контроля за тайной продажею подтверждается следующими данными о числе открывателей нарушений питейной торговли в °/0.

Годы:

Акпизный

надзор.

1897

1898

1899

1900

1901

1902

1903

48

43

44 37 28 18

14