Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 144   >>>

  

— 144 —

новление, которое и будете представлено па Общее Собрание для окончательного утверждения.

Лосицкий. Признавая полное право секций постановлять решения и сочувствуя резолюции в пользу полного воздержания, я считаю безусловно необходимым но данному вопросу идти правильным путем, продолжать прения и закончив их, прорепетировать резолюцию, принимая во внимание поправки и затем ее голосовать.

Председатель указываете на существенную разницу между внесенными отдельными предложениями и просите Собрание высказаться, желаете ли оно баллотировать внесенные резолюции сейчас или продолжать прения.

Собрание постановляет прения продолжать, закрыв запись ораторов, как к порядку дня, так и по существу вопроса.

Епископ Митрофан. Вопрос имеете две стороны: можете ли секция делать постановления? На этот вопрос получен положительный ответ. Теперь неожиданно, слышим, да следуете ли выносить какую-либо резолюцию? Мы говорили, что необходимо, ибо Съезд ничего не сделаете, если не даст ка-ких-либо конкретных постановлений. Не надо колебаться накануне нашего важного решения.

Фетлер. Говоря но вопросу о полном воздержании или об умеренном употреблении, мы должны сознаться, что весьма часто главная опасность является не от употребления, но от злоупотребления. Но при вопросе о спиртных напитках, можно ли назвать потребление их иначе, как злоупотреблениемъ? Вследствие этого я хотел бы поддержать принцип полного воздержания не только с медицинской, но с чисто нравственной точки зрения. Все мы, как общественные деятели, более или менее стоим за правило любви ближних своих, как самого себя. Может быть некоторые из нас не имеют никакой опасности сделаться пьяницами ири умеренном потреблении спиртных напитков; но то, что для меня не опасно, можете быть опасным для других. Есть многие, в крови которых сидит страсть к алкоголю; довольно весьма малого количества алкоголя, чтобы возбудить в них эту страсть и превратить мирно спавшее животное в ужасного зверя. Мне говорила одна дама в Лондоне, как один молодой интеллигентный человек сделался пьяницей. Он пришел в день какого-то праздника к этой даме и она предложила ему выпить рюмку вина. Он отказывался несколько раз, но наконец согласился, он выпил вино; в нем пробудился алкоголик и в течение немногих лет он лег в гроб пьяницей. Другой случай с одним английским полковником, который обратился отъпьянства к полному воздержанию и стоял твердо на нем; но в одно воскресенье при причащении ему было дано вино; лишь уста его коснулись вина, старая умирающая страсть ожила вновь; полковник встал и сейчас же вышел из церкви и направился прямо в винную лавку, где напился до пьяна и погряз глубже первого. Таких случаев мной).

— 145 —

Поэтому и стой за полное воздержание. Если вино не опасно для нас, то не будем употреблять его ради одиого примера для других; и главное, чтобы никому не давать повода чрез наш пример сделаться пьяницей.

Лукомский. Я совершенно согласен с д-ром ИИижегородце-вым, что необходимо быть терпимым к чужому мнению. Я был чрезвычайно поражен, когда значительная часть Собрания стала шуметь и хотела зажать рот члену Съезда Магидову, который пытался ввести некоторые исправления в докладе д-ра Сажина. Ныть может г. Магидов говорил о такой несуразности, что тошно стало слушать. Он говорил о том, что есть многия производства, которые толкают человека 'к водке и остановился на стеклянном производстве, которое в этом смысле действует губительнее всего. Гг., я видел это производство. Там работа идет ири температуре 1700° и рабочие от страшной жары выпивают неимоверное количество воды, — но целому ведру. Пьют и не могут напиться, ибо испарение, блогодаря жаре, усиливается и заставляет все нить и пить. По единогласному уверению этих рабочих ничем нельзя утолить этой жажды, как приемом нескольких рюмок водки. Следовательно было, что слушать, но значительная часть Собрания пе захотела слушать. Не есть ли это точка зрения партийности? И можно ли после этого удивляться, что и другая часть, представители рабочих, стоит на точке зрения своих интересовъ?!

Яцыневич. Гг., от имени делегатов от рабочих организаций на настоящем Съезде я должен заявить следующее. Будучи горячим сторонником пропаганды идеи трезвости, мы, однако, не можем присоединиться к внесенной здесь необоснованной резолюции, которая даже и при торжественной обстановке, о которой говорил г. Нижегородцев, делу не поможет. Необходимо в содержание пропаганды идеи трезвости включить указания на необходимость широких реформ, которые и являются действительными факторами борьбы с пьянством. Поэтому мы будем голосовать против внесенного здесь предложения и вносим свой резолюцию: „Высказываясь за пропаганду идеи полного воздержания от спиртных напитков, Съезд признаете, что практическое осуществление этой пропаганды при существующем политическом безправии, при отсутствии права собраний, союзов, свободы слова вообще, для рабочих в частности, совершенно невозможно. Вместе с тем Съезд признаете, что и свободная пропаганда полного воздержания может быть успешна только при проведении широких социально-экономических реформ14.

Прения закончены.

Внесено 4 резолюции. После перерыва авторы резолюций (Ни-жегородцевЪу Дембо и ИИИоломовичг) сливают все три резолюции в одну.

Текст этой ^объединенной44 резолюции гласит: „Первый Всероссийский Съезд по борьбе с пьянством провозглашаете своим руководящим принципом и руководящим началом общо-