Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 123   >>>

  

— 123 —

пропаганды зажат рот. Но этот факт имеет и другое значение для нашего Съезда. Ораторы рабочие часто говорят в повышенном нервном тоне. Другая часть Съезда этим недовольна и считает, что рабочие мешают работе Съезда. Но как же мы можем осуждать их за нервность, если они находятся под впечатлением, что их товарищи за одно обсуждение вопросов о трезвости находятся под арестом. Пока этот факт остается невыясненным, он будет мешать правильной работе Съезда. Поэтому я предлагаю просить председателя Съезда и членов Съезда—членов Гос. Думы: преосвященного Митрофана и г. Клю-жева выяснить вопрос об аресте группы рабочих в связи со Съездом и если окажется, что рабочие арестованы действительно только за их участие в обсуждении вопросов о подготовке к Съезду, выяснить Мин. Вн. Дел, насколько отмена ареста поможет Съезду спокойно и правильно обсуждать вопросы об алкоголизме, имеющем громадное государственное значение.

М И. Ни.жегородцсв указал, что прения выдвинули очень интересные вопросы, которые, м. б., являются одними из самых интересных исторических вопросов. За несколько лет произошла удивительная метаморфоза. В XVIII ст. на партейтаге было сказано о борьбе с алкоголизмом: „Не стоит размениваться на эти мелочии; а черезт» 8 лет тоже на партейтаге в Эссене, Вури и Каценштейн призывают к борьбе всеми средствами с алкоголизмом и приходят к тем же выводам, к которым пришла в Петербурге Комиссия но алкоголизму, признавшая совокупность причин.

Булдыгин. Здеси» брошен упрек духовенству. Этот упрек отчасти справедлив; но он должен относиться не к деревенскому духовенству, а к выше нас стоящему. Я не скажу, что это начальство спаивает народ, нет, но оно часто мешает вести народ к трезвости. Замечается ли это здесь в Европейской России, не знаю; но у нас в Сибири это было. У нас существует О-во Трезвости; оно обязано открывать библиотеки, читальни. Наше о-во попросило разрешения производить сбор в церкви но праздничным дням на этот предмет.— Начальство ответило, что сборов и так много и не разрешило, — на все можно, а на просвещение своего прихода нельзя. Указом хотели пожертвования крестьянина в о-во трезв. 100 р. записать в церковные суммы; и только вследствие протеста Комитета, указ был отменен. Призыв надо сделать не к нашему низшему духовенству, а к высшему, — низшее давно работает по пути трезвости—пусть высшее не мешает.

Ассар. Возражения против моего доклада вызваны тем, что в течение' 20 мин. я не успел достаточно обстоятельно обрисовать те препятствия, которые встречает борьба с пьянством в крае и которые коренятся частью в общероссийских социально-экономических и политических условиях, частью в местных условиях. В писанном своем докладе я более подробно ука зал, что как низшие, так и высшие органы и агенты местно

— 124 -

администрации не только не принимают никаких ме]) против таких явлений, как тайная продажа алкоголя, но даже противодействуют борьбе народа с алкоголем. Ходатайства волостей о закрытии корчем, каз. вини. лав. оставались без последствий; деятельность обществ трезвости, просветительных, профессиональных и др., вообще самодеятельность трудящихся классов подвергается страшным гонениям; опекается и ограничивается также общественно культурная деятельность органов самоуправления и т.д.

Если я упомянул о совершенном отсутствии в крае самоуправления, как на одно из препятствий культурного развития, то я этим вовсе не сказал, что считаю панацеей от всех местных общественных зол введение демократического самоуправления. Все-таки отсутствие самоуправления в крае является очень важным фактом и в деле борьбы с пьянством, как это явствует также из истории движения 40 годов. Оно было подавлено дворянством, в руках которого на основании существующого местного средневекового феодально-дворянского строя находится вся власть в крае; причем это же дворянство является также и главным, если не единственным производителем пива и корчмарем. В этом отношении условия 40 годов ни чуть не изменились и в настоящее время; — все еще на вывесках наших корчем, трактирах и пивных можно читать: пивная лавка графа Модема, трактир барона Резона и т. и. Все еще все местные дела ведают исключительно дворяие-корчмари. Это и делает борьбу с пьянством в крае весьма тяжелой,—дворяне-корчмари, пользуясь своими иривилегиямн, своим господствующим положением феодалов, противодействуют этой борьбе, как движению направленному против их интересов. За истечением 20 мин. я не мог также коснуться весьма интересных ответов, полученных от рабочих Рижских фабрик обществом ,,Аусеклис“ и отвечающих на вопрос о причинах нового раз-вйтия пьянства среди рабочих после 1905 г. В этих ответах повторяется одна и та же стереотипная фраза „кто хороший пьяница, тот хороший рабочий и не бунтует; а кто трезвенник, тот красный и арестантъ". Так говорить фабричная администрация и руководствуется такими взглядами при принятии новых рабочих и при столь частых в последние годы увольнениях старых рабочих. Для характеристики отношения местной администрации к местным помещикам-корчмарям приведу (мучай с корчмой Сарва в Лифл. губ.—Местные жители ходатайствовали о закрытии этой корчмы, ходатайство было поддержано местным уездным начальством, духовенством, комиссаром по крестьянским делам и оно увенчалось успехом: вице-губернатор, исполнявший должность губернатора во время его отсутствия, закрыл корчму. Но вернулся из отпуска губернатор и вследствие» ходатайства владельца корчмы, положил резолюцию на его прошение: „Не находя возможным лишить помещика его доходов от корчмы, разрешаю ее вновь открыть*. Можно ли после этого говорить, что никто не мешает борьбе с пьянством.