Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 108   >>>

  

— 108 —

Спрашиваете: „завтра будетu?—„неизвестно4*.

Кѵда-же ему дется, Господа? Судите сами.

В порядке дня слово предоставляется Д. Н. Бородачу, который прочел доклад: пьянство среди детей.

По заслушании доклада возникают прения о порядке занятии на секциях,—открывать-ли прения по каждому докладу, или по заслушаны всех однородных докладов; голосованием принимается:

Прения как но докладу г. Бородино так и но докладам г.г. Никольского, Гордона и г-жи Добротиной, откладываются до выслушания всех докладов но вопросу об алкоголизме среди учащейся молодежи но борьбе с алкоголизмом ири содействии школы.

После этого в порядке дня слово предоставлено докладчикам: Д. II. Байкальскому, Г. И. Гордону и Е М. Доброти-ной, которые прочли свои доклады:

Д. II. Никальский: «Алкоголизм среди студентов.

Г. И. Гордон: «Алкоголизм в школе*.

Е. М. Добротина: „Зависимость алкоголизма от образа воспитания “ и „О преимуществе воспитания перед образованием

По заслушании докладов Д. Я. Бородин возбуждаете вопрос о ходатайстве пред Правительством о введении обязательного преподавания начал трезвости и об устранении всех существующих стеснений по вопросу об открытии библиотек, читален и чтений для народа.

Председателем открыты прения к порядку дня, в которых приняли участие: гг. Нижегородцев, Бородин, ИПтапге, Каспарьянц. Лавринович, Лясс, Дриль и Омельченко.

Большинством присутствовавших принято было предложение г. Штанге: выслушать все доклады, назначенные в росиисании докладов по школьному вопросу, и все возражения оппонентов, а затем просить всех докладчиков составить общую (‘водку всех предложений, вытекающих из их докладов и внести их на обсуждение и разрешение 30 декабря, в конце Соединенного заседания II и III секций. Для практического осуществления всех предложений, которые будут приняты секциями, И. Я. Нишею-родцев полагал-бы все эти предложения передать докладчику И. С. Клюжеву, который, состоя членом Государственной Думы, соберете надлежащия подписи г.г. членов Думы для внесения этих предложений Съезда на рассмотрение и разрешение в законодательном порядке Госуд. Думой.

Протокол Соединенного заседания всех трех секций с III Съездом Отечественных Психиатров. 29 дек. 1909 года.

Открывая заседание, М. Я. Нижегородцев предложил избрать председателем собрания иирив.-доц. Ф. В. Рыбаков секретарями: П. А. Останкова. М. М. Жщовского, О. М. Доброчаева.

— 109 —

В порядке дня слово предоставляется д-ру Л. С. Минору, который прочел два доклада: Некоторые числовые данные из лечебницы для алкоголиков Московского Попечительства о народной Трезвости41 и „План новой лечебницы для алкоголиков44.

Вслед за окончанием этих докладов слово предоставлено проф. Гельсингфорского Университета Лаитинену который на немецком языке прочел доклад: „О влиянии алкоголя на организм человека*4. Доклад сопровождался демострацией многих диаграмм. Доклад непосредственно переводился на русский язык д-ром А. Л. Мендельсопом.

В виду отъезда докладчиков решено прения отложить.

Слово предоставляется Л. С. Павловскои, прочитавшей доклад: „Экспериментальное Психологическое исследование и Клиническое наблюдение над больными с хроническим алкоголизмом44.

Оппонентами но докладу выступили: А. Л. Мендельсон, А. М. Коровин, И. В. Сажин и д-р Щеглов.

А. J1. Мендельсон. Меня, как и всякого врача, имеющого дело с хроническими алкоголиками, поражает в особенности первый тезис уважаемой докладчицы; „У лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, нет ослабления умственных способностей44. Из дальнейших положений видно, что здесь речь идет об интеллекте собственно, а не о всей психике, следовательно, было бы правильнее сказать не „умственных44 способностей, а „познавательных44 или „интеллектуальных44. Но это мелочь, а главное мое возражение состоит из двух пунктов, и едва ли докладчице удастся меня опровергнуть: 1)д-р Павловская экспериментировала вовсе не над хроническими алкоголиками, а над неуравновешенными с^ , ^ами дегенеративного типа, содержавшимися но тем или другим поводам (больные, испытуемые) в психиатрической больнице; если эти лица иногда пьянствовали до больницы, то это еще не делает их хроническими алкоголиками; 2) выводы докладчицы, полученные ири изучении ея больных (повторяю, не-алкоголиков) не дают ей права утверждать, что у них, как сказано в 1-м тезисе, нет ослабления „умственных44 способностей: в самом деле, мы здесь только-что слышали, что при исследовании ассоциаций, больные д-ра Павловной „давали ответы как при утомлении44, хотя сама докладчица отмечает, что никакого утомления не было; далее по поводу умозаключений нам указывают как на „особенность44 исследованных лиц, что у них иногда правильные ответы получались лишь после наведения. Но разве эти два симптома, добросовестно указанные уважаемой докладчицею, не являются в то-же время ифизнаками слабоумия? Я говорю, разумеется, не о глубоком идиотизме, не о полной деменции, где никакие психологические эксперименты вообще не возможны; я разумею легкия степени слабоумия, имбецильность, при которой наблюдаются как раз и ложное умственное утомление и неспособность к умозаключению без посторонняго наведения, и неустойчивость чувствовании и воли