Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 106   >>>

  

— 106 —

вести свои наблюдения. Я заведую читальнями, школами и народными чтениями Моск. Пои. о Нар. Трезв. при ИО народных аудиториях. Школы, читальни необходимы не потому только, что оне содействуют просвещению;—оне нужны человеку, как способ подъема души его, без которого человек не может жить по человечески; без такого подъема не может быть стремления к идеалу, а следовательно и к действительному прогрессу. „Мы для восторга пьем, нам иначе нельзя", говорите мастеровой в рассказе Горбунова. Знакомый мне извозчик говорил, что он напивается периодически потому, что у него „как крылья выро-стаюте; он сам себе хозяин, он богат, он также пьете для восторга, для настроения. Можете ли книга в читальне, наука в школе, художественное чтение дать восторгъ? Укажу на спрос в читальнях. Спрос на сказки, геройския похождения, исторические романы доказываете, что человеку нужны более яркия впечатления, чем те, которые дает ему действительность. Необычайные происшествия, певстречающияся в действительности добродетели героев поднимают настроение посетителей народных читален. Б описаниях торжеств добра, поражения зла читатель ищет утолить свой жажду правды и добра. Это, ведь, поиски идеала, лучшого будущого, поиски того, что служите иротивовесом впечатлениям окружающей его жизни. В мире фантазии осуществление этого идеала кажется возможным, потому что сложные отношения, ограничивающия его в действительности, временно отступают на задний план. Он окрыляется надеждой на лучшее будущее и обновляет свои душевные силы. Вот эти то наблюдения заставляют меня думать, что способ борьбы с пьянством путем читален, школы—возможен; но, ведь, читален у нас так мало, а пьяных много. Необходимо поэтому, чтобы мы постоянно думали о том, как ближе и чаще подходить к слабеющим от вина людям. Для этого есть способ:— надо жить подле них, стать им близким и понятным, надо сторожить человеческую душу от падения, надо уметь во время поддержать падающого брата. Это долг каждого культурного человека.

ИИИтанге. Признавая всю пользу, какую могли бы принести священники в деле борьбы с пьянством, не могу не возразить против положения докладчика, что организация внешкольного образования должна быть поставлена под главенство священника. Далеко не везде имеются священники, которые могли бы выполнить эту задачу. Съезду никоим образом не следует высказываться за такую организацию внешкольного образования, которая наперед была бы подчинена местному священнику, что в нередких случаях послужило бы лишь тормазом для просветительной деятельности в народе. Затем я нахожу, что положения докладчика носят академический характер,—это все журавль в небе; а нам надо, хотя бы, синицу в руки. Об этой синице уже было здесь сказано. Это устранение тех препятствий, которые встречает у нас постановка внешкольного, образования. Оле.

— 107 —

дует на Съезде выяснить все препятствия, какия встречаются в практике внешкольного образования и возбудить соответствующия ходатайства об их устранении. Могу указать на крайне важное препятствие этого рода. Несколько лет тому назад издан циркуляр Мин. ИИар. Пр., который запрещает предоставление помещений народных школ для устройства народных чтений, спектаклей и проч. Этим циркуляром школьные помещения, которые естественно должны бы служить для просвещения также и взрослого населения и которые во многих местах являются единственно пригодными для этой цели помещениями, сделаны совершенно недоступными для просветительной работы в деревне, что делает и самую эту работу фактически невозможной. Необходимо ходатайствовать от имени въезда о немедленной отмене этого циркуляра.

Соловьев. Правильное образование, основанное на религии, может отрезвить народ. Руководить народом и его просвещением должен трезвый, хорошо подготовленный священник, который должен съуметь ответить на все вопросы жизни, указать народу путь в царство небесное. Образование, которое вы считаете образованием, ложно; оно ведет к пьянству, преступности; это доказывают наблюдения в ночлежном приюте, больницах для пьяных, жизнь в притонах и ночлежках. Я видел, что там были студенты всех факультетов, дети богатых помещиков, купцы; у них, конечно, было образование, они пользовались разумными и неразумными развлечениями и превратились в пьяниц. Развлечения и увеселения ненужная мера борьбы с пьянством; внешкольному образованию правительство не мешает, что доказывает мне опыт.

Лапина. Следует просить об отмене запретительных циркуляров Мин. Иар. ИИр., касающихся каталогов библиотек народных школ и народных читален и не считать необходимостью приобретать все рекомендованные цирк. Мин. Нар. Пр. книги.

Имидов. Я являюсь представителем рабочого О-ва „Просвещение “. Прошу обратить внимание на следующия весьма поучительные цифры: по общественным вопросам в 1907— 1908 г.г. было прочитано 85 лекций, на которых присутствовало 4.838 слушателя; всего за год на лекциях перебывало 12.047 человек; в 1908—1909 г.г. было всего по общественным вопросам 41 лекция с 1.964 слушателями; всего за год посетило 8.356 человек, менее предыдущого года на 3.491 чел. Причина простая: лекции систематически запрещались! Как курьез могу сказать, что и лекция по воздухоплаванию не бьила разрешена. Такихи., как наше, обществ в Петербурге насчитывается 16; всем им в последнее время приходится очень туго. Прошу Г.Г., выслушать еще несколько цифр:, ра Васильевском Острове было также О-во Образования; оно теперь закрыто,—за три месяца О-ву не было разрешено 19 лекций. О-ву „Светъ" за Невской заставой из 33 лекций не разрешили 31. Кудагже идти рабочему? Он приходит в О-во, лекции нет, не разрешили.