Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 104   >>>

  

- 104 —

Собрание приветствовало проф. Лайтинена и но предложению проф. Н. В. ИИетрова решено просить бюро Съезда доклад проф. Лайтинена заслушать, в виду его редкого интереса, в вечернем соединенном всех секций собрании.

Протокол Соединенного Заседания II и III секций 29 декабря 1909 года.

Но открытии заседания заведующим III секцией Д. И. Бора-Виним председателем Собрания избирается д-р А. М. Коровин и секретарями: Н. Н. Вакуловский и С. В. Мансветов. Слово предоставляется докладчику А. X Фриденбергу; но вследствие его болезни по его личной просьбе доклад: „XII международный Конгресс в Лондоне", был прочитан И. И. Давшем.

В порядке дня слово предоставляется докладчику И. С. Клю-жеву, который прочел доклад на тему: „Внешкольное образование, как орудие борьбы против распространения алкоголизма".

Доклад возбудил оживленные прения, в которых приняли участие г г. Дриль. Бородин, Кайенский, Касалайнен, Собаии-никова, Шшанге, Нижегородцев, Соловьев, Ляпина, Магидов.

Дриль Д. А. „Я уже имел случай говорить вчера, что смотрю на образование и воспитание, .как на сильнейшого борца с алкоголизмом. Почтенный докладчик И. С. Клюжев справедливо указывал, что истинный гражданин, т. е. гражданин, который может понимать нужды родины и успешно содействовать ея блогосостоянию, должен быть человеком достаточно образованным и воспитанным. Это и выдвигает настоятельное требование об образовании—воспитании народных масс. Вчера вы слышали, в каком печальном экономическом и нравственном состоянии находится Матушка-Русь. Из этого положения ее может вывести только масса просвещенных граждан, а для их подготовки необходимо широкое народное образование. Последнее непосильно одному государству, непосильно и одним органам местного самоуправления. Необходим еще один фактор — частная инициатива и работа. Эти три силы современных культурных Обществ должны дружно работать на почве народного образования и воспитания. Недостатка в частной инициативе нет и не может быть. Существует лишь одно грустное препятствие. Это незаслуженное недоверие правительства к инициативе частных лиц и вытекающия из этого недоверия затруднения. Мне приходилось и приходится довольно близко стоять к делу внешкольного народного образования в народных университетах и теперь в народном политехникуме, который идет на встречу нужде в образовании наиболее недостаточных слоев рабочого населения и дает

— 105 —

общее и профессиональное образование за 25 к. в месяц. И во всех этих учреждениях всегда приходилось встречаться с грустными затруднениями, вытекавшими из незаслуженного недоверия. Пусть, конечно, существует самое строгое наблюдение, пусть при каких либо переходах за установленные границы виновные привлекаются к законной ответственности. Все это в порядке вещей. Но желательно и необходимо, чтобы великое дело народного образования не встречало на своем пути излишних препятствий, вызываемых исключительно незаслуженным недоверием. Желательно также, чтобы государство приходило на помощь частной инициативе, частным просветительным учреждениям, и с денежными пособиями и желательно, чтобы это было принято, как общее, постоянное руководящее правило. Раз то или другое просветительное учреждение частной инициативы существуете ужо достаточное время и засвидетельствовано своей целесообразной деятельностью, оно должно находить в интересах государства и общества, материальную помощь со стороны государства. Наши частные воспитательно-исправительные заведения уже давно пользуются такой помощью. Надо, чтобы и другия просветительные учреждения находились в таком же положении. Пусть предъявляются требования, устанавливается наблюдение, но такая помощь, с государственной точки зрения, целесообразна и потому необходима.

И. Касалайнен. Мы можем констатировать отсутствие истинной государственности в политике правительства в вопросе народного образования; в то время, как питейные доходы казны растут в громадной пропорции, суммы, отпускаемые на народное образование казной (тем более на внешкольное образоваигие), растут очень медленно. Я согласен с г. Дрилем в том, что в частной инициативе нет недостатка, но всякое начинание, направленное к поднятию умственного уровня народных масс, встречаете недоверчивое отношение со стороны представителей власти. А поднятие этого уровня очень важно как для развития хозяйственных форм народной жизни, так и для замены пагубных развлечений разумными и воспитательными времяпрово-ждениями.

Чл. Гос. Д. Шингарев в своей превосходной речи сказал, что алкоголь великий обманщик и вот человеческий интеллект часто нуждается в этом обманщике, чтобы подавить чувство неудовлетворенности своей умственной отсталостью, своим жалким экономическим и гнетущим безправным положением. II часто жертвой пьянства делаются наиболее одаренные люди, т. к. они наиболее сильно чувствуют гнете безправия, которое связывает как отдельного человека, так и коллективные начинания во всех областях Культурной деятельности, оставляя открытыми для них только путь безпробудного пьянства и разгула.

Сабашникова, М. А. Докладчик говорит о необходимости читален, школ и народных чтений, как способе борьбы с пьянством. Я позволю себе в доказательство его положений при-