Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 102   >>>

  

— 102 —

об отношении алкоголя к организму, другие имеют своим предметом меры борьбы с пьянством отдельных личностей.

От имени заведывающих 1-й секцией приветствую собравшихся на заседание этой секция членов Съезда и выражаю горячия пожелания, чтобы наша совместная работа содействовала успешному выполнению задач Съезда.

Заканчивая свое слово, г. заведывающий секцией предложил избрать почетным председателем д-ра Сергея Ниловича Нахи-мова, который в порядке дня предложил заслушать доклад д-ра И. В. Сажина на тему: „Может ли быть признан алкоголь пищевым веществомъ''. В прениях rfo докладу приняли участие.

Д-р А. Л. Мендельсон. Указал на необходимость чрезвычайной осмотрительности при лечебном применении алкоголя, за которое еще недавно ратовал д-р Зиверт в „Русском Враче“, говоря о лечебном значении алкоголя, как питательного и сердечного средства; статья эта содержит противоречия и совершенно не убедительна, особенно после только что высказанного обстоятельного и безпристрастного доклада И. В. Сажина. На основании опыта амбулаторий Спб. Попечительства о народной трезвости, в которых пользовалось до настоящого времени более 41/гтыс. чел., А. А. Мендельсон утверждает, что во многих случаях алкоголизм развился вслед за врачебным назначением алкоголя. Врач здесь, стало быть, являлся невольным провокатором пьянства. Подобные факты, наравне с оппонентом, наблюдали и другие товарищи его, работающие в Петербургских амбулаториях для алкоголиков. В заключение А. Л. Мендельсон настаивает, чтобы врачи не забывали, что при назначении с лечебной целью спиртных напитков необходима такая же осторожность, как при прописывании морфия, хлорала й тому подобных ядов.

Марковников, А. В. Присоединяясь к указанию А. Л. Мен-дельсона, я укажу, что и мне, работающему в такой же амбулатории для алкоголиков, не раз приходилось встречаться со случаями развития алкоголизма вследствие назначения его врачами, как укрепляющого средства, а еще чаще рецидивов у лечив-шихся с успехом ранее от алкоголизма; так как многие из врачей упускают из виду, что и у излечившихся алкоголиков предрасположение к этой болезни остается на много лет; я встречал рецидивы после одной выпитой рюмки, спустя 8 и даже ИО лет абсолютного воздержания. Кстати, позволю себе указать, что по моему, столь обычное назначение врачами алкоголя, как сердечного, возбуждающого средства, такое же недоразумение, как и отнесете алкоголя к пищевым веществам: алкоголь даже и в не особенно больших количествах вызывает учащение и ослабление пульса, что особенно наглядно сказывается у алкоголиков после периода возбуждения.

Сажин, И. В. Указал, что главное действие алкоголя—наркотическое и подобно морфию, он должен назначаться врачами, имея в виду именно это его свойство. Подтвердив с своей стороны указанное д-ром Марковниковым действие алкоголя на

— 103 —

сердечную мышцу, докладчик внес следующее предложение: в виду того, что современные научные данные делают питательные свойства алкоголя более, чем сомнительными; в виду того, что врачами специалистами по лечению алкоголизма наблюдается не мало случаев алкоголизма, обязанных своим возникновением употреблению алкоголя с лечебными целями,—1-ал секция в заседании 29 декабря 1909 года признала желательным обратить особое внимание врачей на упомянутый факт и просит бюро внести это на обсуждение соединенного собрания секций.

Председатель собрания С. Н. Налимов, приведя из своей личной практики пагубные случаи назначения врачами вина, как укрепляющого средства, обратил внимание присутствующих на высокий интерес и своевременность заслушанного доклада в виду работ Дюкло и возникшей на Западе полемике по вопросу о питательном значении алкоголя.

Секция по определению председателя вполне присоединилась к высказанному пожеланию И. В. Сажина. В порядке дня слово предоставлено д-ру Р. Копию, который прочел доклад: „Критический разбор некоторых вопросов из области физиологического действия алкоголя".

Оппонентом докладчика выступил О. Каспарьянц. — „Я начну с конца доклада, с тех выводов, к которым пришел докладчикъ—„Питейная реформа есть реформа всех реформъ". Сам докладчик в своей иллюстрации указал на работника, утомленного трудами, и в силу этого прибегающого к наркотическому сродству—алкоголю. И именно условия работы должны быть подчеркнуты, как первая причина. Та мрачная жизнь с ея вечной борьбой за существование, с ея страхом за завтрашний день; та духовная приниженность, как следствие вечной борьбы за материальные блага, (которые в настоящих условиих являются доминирующими)—все это создает такое состояние физическое, психическое, что толкает человека к изысканию средств, кото рые отвлекли бы от черной жизни при современном буржуазном строе и хотя на миг перенесли в новый радостный, розовый мир, существующий хотя бы на мгновение в воображении. Капиталистический строй песет не только нищету материальную, разложение тела, но и всей жизни во всех ея сложных проявлениях. Докладчик впадает в такой же заколдованный круг, в какой впадали в 1860 году люди, говорившие об освобождении крестьян: „Сначала просвещение—потом раскрепощение"; но пока не будет раскрепощения не будет и просвещения. „Сначала отрезвление, потом оздоровление"—вывод докладчика; но, ведь, до тех пор, как вы не устраните перво-причины или не ослабите ея, до тех пор вам не удастся достигнуть отрезвления. Вот почему я закончу так: „Сначала оздоровление, потом отрезвление".

Председатель собрания сообщил, что среди присутствующих находился проф. Лайтинен, приехавший из Гельсингфорса для доклада о своих работах I секции.