Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 107   >>>

  

— 107 —

дует на Съезде выяснить все препятствия, какия встречаются в практике внешкольного образования и возбудить соответствующия ходатайства об их устранении. Могу указать на крайне важное препятствие этого рода. Несколько лет тому назад издан циркуляр Мин. ИИар. Пр., который запрещает предоставление помещений народных школ для устройства народных чтений, спектаклей и проч. Этим циркуляром школьные помещения, которые естественно должны бы служить для просвещения также и взрослого населения и которые во многих местах являются единственно пригодными для этой цели помещениями, сделаны совершенно недоступными для просветительной работы в деревне, что делает и самую эту работу фактически невозможной. Необходимо ходатайствовать от имени въезда о немедленной отмене этого циркуляра.

Соловьев. Правильное образование, основанное на религии, может отрезвить народ. Руководить народом и его просвещением должен трезвый, хорошо подготовленный священник, который должен съуметь ответить на все вопросы жизни, указать народу путь в царство небесное. Образование, которое вы считаете образованием, ложно; оно ведет к пьянству, преступности; это доказывают наблюдения в ночлежном приюте, больницах для пьяных, жизнь в притонах и ночлежках. Я видел, что там были студенты всех факультетов, дети богатых помещиков, купцы; у них, конечно, было образование, они пользовались разумными и неразумными развлечениями и превратились в пьяниц. Развлечения и увеселения ненужная мера борьбы с пьянством; внешкольному образованию правительство не мешает, что доказывает мне опыт.

Лапина. Следует просить об отмене запретительных циркуляров Мин. Иар. ИИр., касающихся каталогов библиотек народных школ и народных читален и не считать необходимостью приобретать все рекомендованные цирк. Мин. Нар. Пр. книги.

Имидов. Я являюсь представителем рабочого О-ва „Просвещение “. Прошу обратить внимание на следующия весьма поучительные цифры: по общественным вопросам в 1907— 1908 г.г. было прочитано 85 лекций, на которых присутствовало 4.838 слушателя; всего за год на лекциях перебывало 12.047 человек; в 1908—1909 г.г. было всего по общественным вопросам 41 лекция с 1.964 слушателями; всего за год посетило 8.356 человек, менее предыдущого года на 3.491 чел. Причина простая: лекции систематически запрещались! Как курьез могу сказать, что и лекция по воздухоплаванию не бьила разрешена. Такихи., как наше, обществ в Петербурге насчитывается 16; всем им в последнее время приходится очень туго. Прошу Г.Г., выслушать еще несколько цифр:, ра Васильевском Острове было также О-во Образования; оно теперь закрыто,—за три месяца О-ву не было разрешено 19 лекций. О-ву „Светъ" за Невской заставой из 33 лекций не разрешили 31. Кудагже идти рабочему? Он приходит в О-во, лекции нет, не разрешили.

— 108 —

Спрашиваете: „завтра будетu?—„неизвестно4*.

Кѵда-же ему дется, Господа? Судите сами.

В порядке дня слово предоставляется Д. Н. Бородачу, который прочел доклад: пьянство среди детей.

По заслушании доклада возникают прения о порядке занятии на секциях,—открывать-ли прения по каждому докладу, или по заслушаны всех однородных докладов; голосованием принимается:

Прения как но докладу г. Бородино так и но докладам г.г. Никольского, Гордона и г-жи Добротиной, откладываются до выслушания всех докладов но вопросу об алкоголизме среди учащейся молодежи но борьбе с алкоголизмом ири содействии школы.

После этого в порядке дня слово предоставлено докладчикам: Д. II. Байкальскому, Г. И. Гордону и Е М. Доброти-ной, которые прочли свои доклады:

Д. II. Никальский: «Алкоголизм среди студентов.

Г. И. Гордон: «Алкоголизм в школе*.

Е. М. Добротина: „Зависимость алкоголизма от образа воспитания “ и „О преимуществе воспитания перед образованием

По заслушании докладов Д. Я. Бородин возбуждаете вопрос о ходатайстве пред Правительством о введении обязательного преподавания начал трезвости и об устранении всех существующих стеснений по вопросу об открытии библиотек, читален и чтений для народа.

Председателем открыты прения к порядку дня, в которых приняли участие: гг. Нижегородцев, Бородин, ИПтапге, Каспарьянц. Лавринович, Лясс, Дриль и Омельченко.

Большинством присутствовавших принято было предложение г. Штанге: выслушать все доклады, назначенные в росиисании докладов по школьному вопросу, и все возражения оппонентов, а затем просить всех докладчиков составить общую (‘водку всех предложений, вытекающих из их докладов и внести их на обсуждение и разрешение 30 декабря, в конце Соединенного заседания II и III секций. Для практического осуществления всех предложений, которые будут приняты секциями, И. Я. Нишею-родцев полагал-бы все эти предложения передать докладчику И. С. Клюжеву, который, состоя членом Государственной Думы, соберете надлежащия подписи г.г. членов Думы для внесения этих предложений Съезда на рассмотрение и разрешение в законодательном порядке Госуд. Думой.

Протокол Соединенного заседания всех трех секций с III Съездом Отечественных Психиатров. 29 дек. 1909 года.

Открывая заседание, М. Я. Нижегородцев предложил избрать председателем собрания иирив.-доц. Ф. В. Рыбаков секретарями: П. А. Останкова. М. М. Жщовского, О. М. Доброчаева.