Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 105   >>>

  

— 105 —

общее и профессиональное образование за 25 к. в месяц. И во всех этих учреждениях всегда приходилось встречаться с грустными затруднениями, вытекавшими из незаслуженного недоверия. Пусть, конечно, существует самое строгое наблюдение, пусть при каких либо переходах за установленные границы виновные привлекаются к законной ответственности. Все это в порядке вещей. Но желательно и необходимо, чтобы великое дело народного образования не встречало на своем пути излишних препятствий, вызываемых исключительно незаслуженным недоверием. Желательно также, чтобы государство приходило на помощь частной инициативе, частным просветительным учреждениям, и с денежными пособиями и желательно, чтобы это было принято, как общее, постоянное руководящее правило. Раз то или другое просветительное учреждение частной инициативы существуете ужо достаточное время и засвидетельствовано своей целесообразной деятельностью, оно должно находить в интересах государства и общества, материальную помощь со стороны государства. Наши частные воспитательно-исправительные заведения уже давно пользуются такой помощью. Надо, чтобы и другия просветительные учреждения находились в таком же положении. Пусть предъявляются требования, устанавливается наблюдение, но такая помощь, с государственной точки зрения, целесообразна и потому необходима.

И. Касалайнен. Мы можем констатировать отсутствие истинной государственности в политике правительства в вопросе народного образования; в то время, как питейные доходы казны растут в громадной пропорции, суммы, отпускаемые на народное образование казной (тем более на внешкольное образоваигие), растут очень медленно. Я согласен с г. Дрилем в том, что в частной инициативе нет недостатка, но всякое начинание, направленное к поднятию умственного уровня народных масс, встречаете недоверчивое отношение со стороны представителей власти. А поднятие этого уровня очень важно как для развития хозяйственных форм народной жизни, так и для замены пагубных развлечений разумными и воспитательными времяпрово-ждениями.

Чл. Гос. Д. Шингарев в своей превосходной речи сказал, что алкоголь великий обманщик и вот человеческий интеллект часто нуждается в этом обманщике, чтобы подавить чувство неудовлетворенности своей умственной отсталостью, своим жалким экономическим и гнетущим безправным положением. II часто жертвой пьянства делаются наиболее одаренные люди, т. к. они наиболее сильно чувствуют гнете безправия, которое связывает как отдельного человека, так и коллективные начинания во всех областях Культурной деятельности, оставляя открытыми для них только путь безпробудного пьянства и разгула.

Сабашникова, М. А. Докладчик говорит о необходимости читален, школ и народных чтений, как способе борьбы с пьянством. Я позволю себе в доказательство его положений при-

— 106 —

вести свои наблюдения. Я заведую читальнями, школами и народными чтениями Моск. Пои. о Нар. Трезв. при ИО народных аудиториях. Школы, читальни необходимы не потому только, что оне содействуют просвещению;—оне нужны человеку, как способ подъема души его, без которого человек не может жить по человечески; без такого подъема не может быть стремления к идеалу, а следовательно и к действительному прогрессу. „Мы для восторга пьем, нам иначе нельзя", говорите мастеровой в рассказе Горбунова. Знакомый мне извозчик говорил, что он напивается периодически потому, что у него „как крылья выро-стаюте; он сам себе хозяин, он богат, он также пьете для восторга, для настроения. Можете ли книга в читальне, наука в школе, художественное чтение дать восторгъ? Укажу на спрос в читальнях. Спрос на сказки, геройския похождения, исторические романы доказываете, что человеку нужны более яркия впечатления, чем те, которые дает ему действительность. Необычайные происшествия, певстречающияся в действительности добродетели героев поднимают настроение посетителей народных читален. Б описаниях торжеств добра, поражения зла читатель ищет утолить свой жажду правды и добра. Это, ведь, поиски идеала, лучшого будущого, поиски того, что служите иротивовесом впечатлениям окружающей его жизни. В мире фантазии осуществление этого идеала кажется возможным, потому что сложные отношения, ограничивающия его в действительности, временно отступают на задний план. Он окрыляется надеждой на лучшее будущее и обновляет свои душевные силы. Вот эти то наблюдения заставляют меня думать, что способ борьбы с пьянством путем читален, школы—возможен; но, ведь, читален у нас так мало, а пьяных много. Необходимо поэтому, чтобы мы постоянно думали о том, как ближе и чаще подходить к слабеющим от вина людям. Для этого есть способ:— надо жить подле них, стать им близким и понятным, надо сторожить человеческую душу от падения, надо уметь во время поддержать падающого брата. Это долг каждого культурного человека.

ИИИтанге. Признавая всю пользу, какую могли бы принести священники в деле борьбы с пьянством, не могу не возразить против положения докладчика, что организация внешкольного образования должна быть поставлена под главенство священника. Далеко не везде имеются священники, которые могли бы выполнить эту задачу. Съезду никоим образом не следует высказываться за такую организацию внешкольного образования, которая наперед была бы подчинена местному священнику, что в нередких случаях послужило бы лишь тормазом для просветительной деятельности в народе. Затем я нахожу, что положения докладчика носят академический характер,—это все журавль в небе; а нам надо, хотя бы, синицу в руки. Об этой синице уже было здесь сказано. Это устранение тех препятствий, которые встречает у нас постановка внешкольного, образования. Оле.