Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 91   >>>

  

— 91 -

Г>) Улучшить материальное и правовое положение всего учительского персонала.

7) Улучшить материальные условия жизни студентов относительно жилищ и питания.

8) Устранить препятствия свободному развитию обществ самодеятельности в высших учебных заведениях.

9) Ознакомление студентов с вредом употребления алкоголя при посредстве лекций.

Вместе с тем Съезд указывает на назревшую необходимость реформы школьного образования и воспитания на основе естественного свободного развития личности ребенка и юноши—на основе полного свободного развития их самодеятельности и творчества, на основе полного удовлетворения всех нормальных запросов и потребностей духовной и физической природы детей и юношей.

Констатируя печальный факт употребления алкоголя в раннем детстве, Съезд обращает внимание родителей, а особенно матерей, на это обстоятельство, могущее стать роковым в дальнейшей жизни их любимцев.

VI.

По вопросу о казенной винной монополии I Всероссийский Съезд по борьбе с пьянством пришел к следующим заключениям:

1) Казенная винная монополия на практике не оправдала тех обещаний в смысле отрезвления населения, которыми сопровождалось введение правительством этой реформы.

2) С учреждением монополии, в ведении правительства соединены несовместимые функции: с одной стороны извлечение наибольшого дохода путем назначения и повышения цен на водку, повсеместной продажи ея и контроля над продажей, с другой стороны одновременно—борьба за отрезвление народа.

3) Заинтересованность фиска в увеличении дохода от винной монополии создает непреодолимую преграду для общественных организаций и государственных учреждений в деле принятия действительных мер для борьбы с пьянством.

4) Система казенной винной монополии предоставила высшей администрации полную свободу в повышении косвенного обложения путем установления цен на водку.

5) Основной принцип монопольной реформы при ея введении— устранения частного интереса в торговле виномъ—нарушается широким допущением казенной продажи водки на комиссионных началах в частных заведениях различного рода. Число мест продажи казенного вина возрастает вне зависимости от действительного спроса. Запретительные приговоры крестьянских обществ в огромном большинстве случаев оставляются без исполнения. Вместе с тем винная монополия привела к разви-

— 92 —

тию уличного пьянства, перенесению пьянства в семью, усиление тайной продажи казенной водки и пр. Такия паллиативные меры, как понижение крепости водки или повышение ея продажной цены, не могут при настоящих условиях существенно ослабить у насгь недостатки винной монополии.

В виду всего вышеизложенного Съезд признает необходимым проведение нижеследующих мер;

1) Вопрос о составлении плана распределения заведений для продажи спиртных напитков должен решаться при участии представителей органов общественного управления.

2) Сельским обществам должно быть предоставлено право составления запретительных приговоров, а городским общественным самоуправлениемъ—издание соответственных обязательных постановлений; при постановке этого вопроса на сходах с правом решающого голоса участвуют женщины. Точно также открытие новых заведений в селениях может быть допущено только с согласия населения, выраженного на сходе с участием женщин.

3) Рабочим на фабриках и заводах должно быть предоставлено право ходатайствовать о закрытии винных лавок вблизи фабрик и заводов на расстоянии одной версты.

Вместе с тем Съезд признает, что коренной мерой в отрезвлении населения было бы постепенное упразднение питейного дохода путем уменьшения количества выпускаемых в продажу (на потребление населения) спиртных напитков и замена питейного дохода другими источниками государственного дохода. Последнее возможно только при изменении всей финансовой политики государства и проведении ряда социально-экономических мер, клонящихся к поднятию блогосостояния населения.

VII.

Съезд признает, что успешная борьба с алкоголизмом в Прибалтийском крае возможна лишь при условии предоставления крестьянским волостным обществам постановлять приговоры о закрытии корчем и пивных лавок.

VIII.

По вопросу о попечительствах о народной трезвости Съезд признает,

что 1) существующия попечительства о народной трезвости носят показной характер борьбы правительства с пьянством:

2) попечительства о народной трезвости фактически являются учреждениями бюрократическими, лишенными общественной самодеятельности: