— 91 - Г>) Улучшить материальное и правовое положение всего учительского персонала. 7) Улучшить материальные условия жизни студентов относительно жилищ и питания. 8) Устранить препятствия свободному развитию обществ самодеятельности в высших учебных заведениях. 9) Ознакомление студентов с вредом употребления алкоголя при посредстве лекций. Вместе с тем Съезд указывает на назревшую необходимость реформы школьного образования и воспитания на основе естественного свободного развития личности ребенка и юноши—на основе полного свободного развития их самодеятельности и творчества, на основе полного удовлетворения всех нормальных запросов и потребностей духовной и физической природы детей и юношей. Констатируя печальный факт употребления алкоголя в раннем детстве, Съезд обращает внимание родителей, а особенно матерей, на это обстоятельство, могущее стать роковым в дальнейшей жизни их любимцев. VI. По вопросу о казенной винной монополии I Всероссийский Съезд по борьбе с пьянством пришел к следующим заключениям: 1) Казенная винная монополия на практике не оправдала тех обещаний в смысле отрезвления населения, которыми сопровождалось введение правительством этой реформы. 2) С учреждением монополии, в ведении правительства соединены несовместимые функции: с одной стороны извлечение наибольшого дохода путем назначения и повышения цен на водку, повсеместной продажи ея и контроля над продажей, с другой стороны одновременно—борьба за отрезвление народа. 3) Заинтересованность фиска в увеличении дохода от винной монополии создает непреодолимую преграду для общественных организаций и государственных учреждений в деле принятия действительных мер для борьбы с пьянством. 4) Система казенной винной монополии предоставила высшей администрации полную свободу в повышении косвенного обложения путем установления цен на водку. 5) Основной принцип монопольной реформы при ея введении— устранения частного интереса в торговле виномъ—нарушается широким допущением казенной продажи водки на комиссионных началах в частных заведениях различного рода. Число мест продажи казенного вина возрастает вне зависимости от действительного спроса. Запретительные приговоры крестьянских обществ в огромном большинстве случаев оставляются без исполнения. Вместе с тем винная монополия привела к разви- | — 92 — тию уличного пьянства, перенесению пьянства в семью, усиление тайной продажи казенной водки и пр. Такия паллиативные меры, как понижение крепости водки или повышение ея продажной цены, не могут при настоящих условиях существенно ослабить у насгь недостатки винной монополии. В виду всего вышеизложенного Съезд признает необходимым проведение нижеследующих мер; 1) Вопрос о составлении плана распределения заведений для продажи спиртных напитков должен решаться при участии представителей органов общественного управления. 2) Сельским обществам должно быть предоставлено право составления запретительных приговоров, а городским общественным самоуправлениемъ—издание соответственных обязательных постановлений; при постановке этого вопроса на сходах с правом решающого голоса участвуют женщины. Точно также открытие новых заведений в селениях может быть допущено только с согласия населения, выраженного на сходе с участием женщин. 3) Рабочим на фабриках и заводах должно быть предоставлено право ходатайствовать о закрытии винных лавок вблизи фабрик и заводов на расстоянии одной версты. Вместе с тем Съезд признает, что коренной мерой в отрезвлении населения было бы постепенное упразднение питейного дохода путем уменьшения количества выпускаемых в продажу (на потребление населения) спиртных напитков и замена питейного дохода другими источниками государственного дохода. Последнее возможно только при изменении всей финансовой политики государства и проведении ряда социально-экономических мер, клонящихся к поднятию блогосостояния населения. VII. Съезд признает, что успешная борьба с алкоголизмом в Прибалтийском крае возможна лишь при условии предоставления крестьянским волостным обществам постановлять приговоры о закрытии корчем и пивных лавок. VIII. По вопросу о попечительствах о народной трезвости Съезд признает, что 1) существующия попечительства о народной трезвости носят показной характер борьбы правительства с пьянством: 2) попечительства о народной трезвости фактически являются учреждениями бюрократическими, лишенными общественной самодеятельности: |