Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 85   >>>

  

питейное заведение может быть устроено только той акционерной компанией, которая наделена правительством нравом монопольной торговли водкой и довольствуется небольшим процентом прибыли, а именно 5 на затраченный капитал; это последнее правило принято было еще в 1871 году с введением та называемой готеборгской системы; об успешности борьбы Норвегии с алкоголизмом легко судить но следующему: в 1850 году на человека приходилось здесь в год 5,4 литра, в 1890 же году всего 3,3 литра; правда, одновременно возросло количество ввозимого вина; в 1850 году его приходилось */* литра на человека, <и в 1899 году 2,75 литра, но согласно утверждению медиков-гигиеиистов, ири сильном разведении алкоголя другими питьями, он оказывается несравненно менее вредным для здоровья, почему напр. алкоголизма меньше на Иберийском и Лппенинском полуостровах, где алкоголь принимается в форме вцна. Весьма успешно ведет борьбу с алкоголизмом Финляндия; во многих общинах местными запретами упразднена возможность торговли алкоголем; отели для туристов и железнодорожные станции в таком случае одни имеют в названных местностях право торговать спиртными напитками. Об успешности такой политики можно судить отчасти потому, что количество алкоголя, приходящееся на человека на расстоянии 4 лет с 1897 г. до 1901 г., понизилось в Финляндии, приблизительно на 1/а литра; в 1897 г.— 3,11 литра, а в 1901—2,82 литра.

Всего ранее к запретительным мерам обратились Соединенные Штаты Америки; в штате Мэн закон, запрещающий продажу спирта, вошел в силу еще в 1851 году; в бытность мой в Америке мне пришлось проезжать через штаты, в которых потребление спирта прямо запрещено законом, почему и в вогоне отказывались открыть мне бутылку вина.

Переходя от этих стран к России, я считаю возможным сказать, что хотя в Госуд. Совете и нередко говорится о том, что винная монополия введена была не для увеличения дохода от питой, а скорее с целью более успешной борьбы с алкоголизмом, но в то же время ближайшим виновником установления у нас монополии указано было, также, что последствием более энергичных мер к прекращению пьянства путем закрытия правительственных складов будет развитие одного корчемства, от чего казна только понесет убытки, а население получит взамен хорошей дурную водку. Этим отношением творцов монополии к последствиям закрытия питейных лавок объясняется, почему, как показал это Госуд. Совету в своих речах

А. О. Кони, только часть (около */*) ходатайств о закрытии питейных лавок, ходатайств, исходивших столько же от сельских обществ, сколько и от попечительстве о народной трезвости, получило дальнейший ход (см. речь А. Ф. Кони, И марта 1909 г.). Опасением, что Министерство Финансов не примется энергично за борьбу с алкоголизмом, как непосредственно заинтересованное в получении возможно большого дохода on, пи-

— Бе

тонной монополии, надо объяснить то, что комиссия, которой поручено было выработать общия основания для реформы существующих ноиечительств о народной трезвости, остановилась на мысли передать ближайшее попечение о борьбе с алкоголизмом земствам и городам и соответственно этому перенести заделывание интересами народной трезвости в руки Министерства Внутренних Дел. При земствах и городах призваны будут к ближайшему участию в этой борьбе общества, составленные по преимуществу из частных лиц, они будут пользоваться правительственной помощью и в этом случае должны будут давать отчет в сделанных ими затратах. В докладе комиссии говорится на этот счет между прочим следующее: принцип факультативности в отношении частных обществ не может не быть сохранен, но не по отношению к органам земского и городского самоуправления.

При возложении на них забот о народной трезвости, комиссия нашла правильным передать надзор за их деятельностью в Министерство Внутренних Дел но главному управлению по делам местного хозяйства: в его составе имеется особый отдел народного здравия и общественного призрения, к числу обязанностей которого естественнее было причислить и борьбу с «пьянством. Весь секрет успеха в деле борьбы с национальным пороком, принимающим громадные размеры, значится далее в этом докладе, лежит именно в перенесении забот о народной трезвости с бюрократического элемента на общественный; в принятии на себя труда не подневольными работниками, часто и не интересующимися делом, а людьми, искренно преданными задаче народного отрезвления. Комиссия далека от мысли, что законом можно вызвать к жизни частные организации, имеющия целью борьбу с пьянством; такия общества должны явиться сами собой, раз им будет открыто поприще деятельности, занятое теперь попечительствами о народной трезвости; лодобные организации имеются наряду с попечительствами и теперь: достаточно указать на одну, построенную на духовно-иравственном начале и насчитывающую в Петербурге до 70.000 адептов трезвенников (разумеется Александро-Невское братство).

Когда в одном из недавних заседаний совета представлен был доклад комиссии, объединенное правительство устами Тов. Министра Финансов заявило, что не может принять на себя выработку нового закона о попечительствах на основании сделанных предложений. Пришлось пойти на уступки и сохранить лишь основные положения всей выработанной комиссией схемы. Важно одно, что Министерство признало возможным принять при выработке нового законопроекта о поиечителытвахъ—и передачу борьбы с пьянством в руки земств и городов ири добровольном участии в нем общественных элементов, организующихся в особые сообщества с этой целью, и переход к Министерству Внутренних Дел высшого заведывания всем этим делом, и распределение им правительственных пособий