Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 86   >>>

  

— Бе

тонной монополии, надо объяснить то, что комиссия, которой поручено было выработать общия основания для реформы существующих ноиечительств о народной трезвости, остановилась на мысли передать ближайшее попечение о борьбе с алкоголизмом земствам и городам и соответственно этому перенести заделывание интересами народной трезвости в руки Министерства Внутренних Дел. При земствах и городах призваны будут к ближайшему участию в этой борьбе общества, составленные по преимуществу из частных лиц, они будут пользоваться правительственной помощью и в этом случае должны будут давать отчет в сделанных ими затратах. В докладе комиссии говорится на этот счет между прочим следующее: принцип факультативности в отношении частных обществ не может не быть сохранен, но не по отношению к органам земского и городского самоуправления.

При возложении на них забот о народной трезвости, комиссия нашла правильным передать надзор за их деятельностью в Министерство Внутренних Дел но главному управлению по делам местного хозяйства: в его составе имеется особый отдел народного здравия и общественного призрения, к числу обязанностей которого естественнее было причислить и борьбу с «пьянством. Весь секрет успеха в деле борьбы с национальным пороком, принимающим громадные размеры, значится далее в этом докладе, лежит именно в перенесении забот о народной трезвости с бюрократического элемента на общественный; в принятии на себя труда не подневольными работниками, часто и не интересующимися делом, а людьми, искренно преданными задаче народного отрезвления. Комиссия далека от мысли, что законом можно вызвать к жизни частные организации, имеющия целью борьбу с пьянством; такия общества должны явиться сами собой, раз им будет открыто поприще деятельности, занятое теперь попечительствами о народной трезвости; лодобные организации имеются наряду с попечительствами и теперь: достаточно указать на одну, построенную на духовно-иравственном начале и насчитывающую в Петербурге до 70.000 адептов трезвенников (разумеется Александро-Невское братство).

Когда в одном из недавних заседаний совета представлен был доклад комиссии, объединенное правительство устами Тов. Министра Финансов заявило, что не может принять на себя выработку нового закона о попечительствах на основании сделанных предложений. Пришлось пойти на уступки и сохранить лишь основные положения всей выработанной комиссией схемы. Важно одно, что Министерство признало возможным принять при выработке нового законопроекта о поиечителытвахъ—и передачу борьбы с пьянством в руки земств и городов ири добровольном участии в нем общественных элементов, организующихся в особые сообщества с этой целью, и переход к Министерству Внутренних Дел высшого заведывания всем этим делом, и распределение им правительственных пособий

— 87 —

между земствами и городами для более успешного устройства этой борьбы. Таким образом инициатива, принятая на себя в этом деле* А. Ф. Кони, не пропала даром и обещает принеси некоторые результаты в более или менее близком будущем.

Наш известный судебный и государственный деятель имел право сказать в одной из своих недавних речей в Совете: мы исходили из того, что надо отдать дело борьбы с народным пьянством в руки людей, которые посвятят себя ему специально, а это возможно тогда, когда в городских и земских учреждениях будет особо организовано попечение о трезвости и явятся, быть может, для этого особые исполнительные комиссии... В нашем проекте мы очертили круг деятельности Мин-ства Внутр. Дел в области попечении о трезвости; он тесно связан с городскими и земскими делами и с дрогоценным их правом издавать обязательные постановления, чего Министерству Финансов не предоставлено. Нам говорят, что предлагаемое нам всероссийское общество трезвости, которое должно объединить все местные общества, устраиваемые с той же целью, незачем вводить в закон, так как оно представляется совершенно частным учреждением, но мы полагаем, что это учреждение не может бють совершенно частным и почин его должен принадлежать правительству, как он принадлежал ему относительно Общества Красного Креста. Неумеренное пьянство, развивающееся в народе неудержимо, не менее опасно, чем бедствия, причиняемые войной; и если для уменьшения и увраче-нания последних, но великодушной мысли Дюнана, образовалось Общество Красного Креста, то против бедствий, причиняемых пьянством, следует образовать такое же общество, основанное но почину и при участии правительства. Оно объединит все частные организации, дабы члены их не действовали вразброд, дабы они знали, на кого опереться, у кого получить совет и указание, помощь, поддержку и в нужных случаях защиту. Заканчивая свой речь, А. Ф. сказал: внося наш проект, мы исполнили свой обязанность перед русским народом и можем смело сказать: наша совесть теперь спокойна, какова бы ни была последующая судьба самого проекта. („Речь*4 от 19 ноября 1909 г.).

Только в том случае, если новая организация для борьбы с пьянством завоюет себе с самого начала общественное доверие, можно рассчитывать на то, что к ней привлечены будут в достаточном количестве частные пожертвования, чтобы пополнить недостаточность государственных средств. Но, разумеется для успешности борьбы с пьянством необходимо, чтобы и помимо специально созданных для этого организаций все ведомства содействовали ея мероприятиям. С этой точки зрения нельзя не отнестись с полным сочувствием к постановлению, принятому Военным Министерством, выведшему из употребления прежнюю раздачу чарок водки и можно пожалеть о том, что Министерство Народного Просвещения не приняло пока никаких мер к