Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 83   >>>

  

— 83 —

1903 году, останавливается па той мысли, что многия из средств борьбы с алкоголизмом, на которые возлагаемъ! были преувеличенные надежды, не оправдали ожиданий; так, например, постепенное повышение налога на вино не сопровождалось значительным сокращением алкоголизма. Результат, может быть, был бы иной, говорит г. Гелениус, если бы повышение налога было очень значительно, но ири той. постепенности, какая была допущена на этот счет, эта мера оказалась недействительной. Ждали, продолжает тот же писатель, блогоприятных результатов от монополии, делали то предположение, что чистый алкоголь не так вреден и ядовит, как примеси к нему, а их можно избежать при условии сосредоточения в руках государства всего производства спирта. Монополия введена была в Швейцарии еще в 1888 г. и у нас в годы заведывания русскими финансами графом Витте; оказалось, однако, что и в чистом виде алкоголь вредо-иосен, и что количество его потребления и при монополии не уменьшилось. Из всех средств борьбы с алкоголизмом Ге-лениусу наиболее серьезным кажется пропаганда устная и письменная идеи зловредности спиртных напитков. В этом отношении всего более сделано в .Америке; в американских школах число детей, получивших в 1897 году такого рода катехи-зацию, уже равнялось 16 миллионам. Я имею в виду одни Соединенные Штаты; в Канаде же, где такое преподавание заведено лишь с 1885 года, одновременно, т. е. в 1897 году число лиц, на которых оно было направлено, равнялось полумиллиоиу. При всех этих подсчетах я имел в виду одне публичные школы.

В Англии, где народное образование долгое время было в руках частных лиц, частные союзы, в том числе так называемая „ассоциация союза надежды*, в одном 1901 г. уже могла похвалиться тем, что ею устроено было в общем 34.800 чтений

о вреде алкоголизма и число лиц, посетивших эти чтения равнялось 3.800.000. Государства континентальной Европы позднее примкнули к этому движению. Швеция едва ли не первая выступила на этот путь и в 1892 году ввела в своих школах преподавание о вреде спиртных напитков. Из государств, политическия судьбы которых связаны с судьбами Русской империи, Великое княжество Финляндское примкнуло с 189S года к числу тех, которые видят в проповеди вреда пьянства одно из средств борьбы с алкоголизмом; всем инспекторам народных училищ было поставлено в этом году на вид побуждать учителей к чтению особых уроков и иллюстрировать эти чтения анатомическими рисунками, показывающими влияние спиртных напитков на изменение сосудов и тканей. В России пока сделано весьма мало для такой же пропаганды; по сообщениям, полученным нами в комиссии, избранной Госуд. Советом, для рассмотрения проекта, внесенного г. Череванским касательно реформы поиечительств о народной трезвости, во всей России1 в 1904 г. устроено было 5.575 чтений для народа, преследовавших между

— 84 —

прочим цель ознакомления слушателей с вредом пьянства % в следующем году, в 1905, но сведениям, собранным г. Море ванским, московское попечительство устроило всего на всего 49 чтении, на которых публики было 8.293 человека, но из всех этих чтений только одно посвящено было вопросу о борьбе с пьянством. В России пока обращено было более внимания на, издание брошюр, касающихся вреда алкоголя; их в 1903 году распространено было 297 тысяч, а в 1904 году — 63 тысячи; из 651 попечительства, существовавших в России в 1905 г.> всего два занимались продажей листков и брошюр, причем ограничивались распространением одних, ранее изданных. В виду сказанного я счел полезным предложить Госуд. Совету высказать по крайней мере пожелание о том, чтобы в нашей средней и низшей школах устроено было преподавание о вреде употребления спиртных напитков.

Мотивируя мое предложение, я сказал, между прочим, что в числе наиболее доступных и в то же время наиболее действительных средств борьбы с нетрезвостью преподавание в начальной и средней школе о вреде употребления спиртных напитков может считаться наиболее серьезным. Необходимо, разумеется, чтобы это преподавание сопровождалось демонстрацией, вредных последствий, какия для здоровья, нравственности и всего общественного .уклада имеет алкоголизм. Тов. Министра Народного Просвещения г. Георгиевский счел возможным возразить мне, что и в настоящее время существует такое преподавание, но не в узкой, как он выразился, форме, мной предложенной, а в более общей, именно, уже во многих учебных заведениях, к сожалению, не во всех, ведутся чтения по гигиене вообще; в этих чтениях указывается и на вред употребления алкоголя; эти указания сопровождаются демонстрациями, для которых даже разосланы в некоторые учебные заведения модели из папье* маше, чтобы нагляднее, ужаснее, показать, чем угрожает злоупотребление алкоголем. Высокое собрание, невидимому, не нашло в словах Товарища Министра ничего успокоительного и потому единогласно присоединилось к моему предложению. За подписью 38 членов представлен был и принят следующий текст: Госуд. Совет высказывает пожелание, чтобы Мин-во Народного Просвещения озаботилось устройством преподавания в начальной и средней школе о вреде употребления спиртных напитков До моего сведения не дошло, чтобы это пожелание получило какое либо осуществление.

Рядом с проповедью гибельных пороков пьянства едва ли не самым действительным средством борьбы ст, алкоголизмом являются запретительные меры, образец которых онять-таки представляют Соединенные Штаты и скандинавский север. Об успешности таких порядков можно судить по примеру указанных стран: с 1894 года в Норвегии путем референдума проведена была следующая норма: от общин зависит открывать или не открывать питейных заведений: в случае разрешения