Журнал "Трезвость и культура", № 2 за 1928 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 2   >>>

  1  2 3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18 

2

ОБЩЕСТВО БОРЬБЫ С АЛКОГОЛИЗМОМ

№ 2

ПЬЯНСТВО и КУЛЬТУРА

Пьянства и культура — вот два понятия, взаимно исключающие друг друга, как лед и огонь, свет и тьма.

Пьянство противоречит культуре во всех условиях общественной жизни.

Наше государство — государство труда. Можно ли говорить о культуре труда, если пьянство разлагает труд, подрывает работоспособность населения, плодит прогулы, несчастные случаи на производстве? Алкоголик, с трясущимися руками, плохо видящий помутневшими глазами, плохо слышащий, задыхающийся от одышки — плохой работник, плохой строитель социализма. Пьянство мешает всему делу строительства социализма.

Мы строим новое общество, новый быт. Пьянство же сеет преступления и болезни, разлагает общество. Характерно, что обследование хулиганских проступков в 1927 г. в Ленинграде показало, что все они, без исключения, совершены в пьяном виде: не было замешано ни одного трезвого человека в эти хулиганские безобразия, вплоть до чубаровщины. Об этом-же говорит любая статистика преступности и, так называемых, несчастных случаев (самоубийства, утопления, поджоги и т. д.).

Новый быт строится на уважении к женщине, как к товарищу по работе и борьбе. Пьянство будит зверя в человеке. Громадная часть так называемых, половых преступлений (изнасилования и прочие безобразия) совершается на почве пьянства.

Одно время среди советских и даже профессиональных работников прокатилась волна растрат. Статистика опять-таки показала, что в основе растрат лежали кутежи и пьянство. Пьянство тянет за собой кутеж и разврат, засасывает человека в трясину нечистоплотного добывания средств — отсюда взяточничество, растраты и прочие служебные преступления.

Мы заботимся сейчас о подготовке молодой, сильной,вы-яосливой смены. Пьянство

(и самогон в том числе) вкралось уже в рабочую и крестьянскую семью, подкралось уже к детям, развращает и разлагает их, губит их силы и здоровье.

Нужно ли говорить о семейном разладе, который вносит пьянство, о слезах жен и детей, про которые еще давно сказано: сколько мужья водки выпили, столько жены и дети слез пролили.

Какую бы сторону нашей культурной жизни мы ни взяли — всюду пьянство тянет назад, путается под ногами. На дороге нашего культурного строительства гнилым, вонючим, разлагающимся бревном лежит пьянка, которую обязательно нужно сбросить с пути.

Это можно сделать только дружными усилиями советской общественности. Если где общественное мнение играет особо важную роль, так это, прежде всего, в борьбе с алкоголизмом.

Надо приветствовать журнал «Трезвость и культура». Пусть этот журнал служит набатным колоколом, на зов которого должны собраться все, кому дороги интересы социалистического строительства и культурного развития нашей страны.

«молодой, сильной, выносливой сменив...

№ 2

ТРЕЗВОСТЬ И КУЛЬТУРА

МЕСТА ПРЕДЛАГАЮТ

ГОЛОС ПРОДАВЦА ВИННОЙ ЛАВКИ

Организацию общества борьбы с алкоголизмом и ячеек в селах и дерев'нях нельзя не приветствовать, но особенно нужны эти ячейки в наших глухих селах и деревнях, где до сих пор еще не сознают вреда от алкоголя и, где на пьянство смотрят, как на удаль.

Я всю свой жизнь провел в деревне и из опыта знаю: чем беднее или худоземельнее хозяйство, тем больше оно разоряется водкой.

В настоящее время я состой продавцом в казен. вийной лавке1 и больше, чем кто-либо знаю, какие размеры в деревне приняло пьянство, особенно блогодаря сильному распространению водки и самогона. По праздникам деревня пьяна, поголовно, даже дети, а иные пьянствуют чуть ли не каждый день.

Как бороться с этим злом?

Мне, казалось бы, что Обществу борьбы с алкоголизмом следует уделить деревне исключительное внимание. На борьбу с алкоголем необходимо мобилизовать все культурные силы деревни во главе с учительством, а в школах — ввести обязательные лекции

о вреде алкоголя. Единственным же радикальным средством, которое уничтожило бы самогонение, мне представляется: временно на год, на два снижение цен на хлебное вино при одновременной сильнейшей агитации о вреде алкоголя. Через год низкие цены хлебного вина окончательно убьют самогон и после этого можно будет приступить к повышению цен и сокращению продажи хлебного вина.

Что касается Продажи хлебного вина, то желательно бы, по моему:

Во-первых, прекратить продажу в малой посуде (у нас на Украине ljllH ведра), так как сотки являются большим соблазном для пьянства: редко случается, чтобы крестьянин ограничился одной соткой; начавши с одной— переходит на другую,- а то и на полбутылки и т. д., а есть любители, которые и по 3—4 раза в день приходят выпить сотку; когда же заявишь, что соток уже нет, успокаиваются и не являются совсем в лавку.

Во-вторых, запретить продажу спиртных напитков по вечерам, после 4 час., и еще лучше водку совсем изъять из кооперативной продажи, так как в « казенку » иной и постесняется итти за выпивкой, а в кооперативах — другой й не подумал бы купить, но увидев на полках красные головки — соблазнится.

В-третьих, запретить продажу в воскресные и нерабочие дни и на кануне их с 12 час., так как, хотя и есть постановление ЦИК‘а,

но некоторые Окрисполкомы не используют права местного запрета, разрешая торговать и в эти дни.

В-четвертых, не допускать распивать вино около самих лавок, а также усилить наказание нетрезвым за появление их на улицах и в других публичных местах.

В-пятых, наконец, снабдить все казенные винные лавки плакатами и дешевой, противоалкогольной литературой для бесплатной раздачи в виде премий.

Цук—ский.

ОТОВСЮДУ

— Д-р Шендерович (Сызрань) предлагает: «регулярно, по воскресным дням созывать в помещении рабочей поликлиники аудитории алкоголиков и курильщиков и проводить соответствующие терапевтические мероприятия», а также «создать комиссии по улучшению быта и труда».

— Пленум профсоюзов Ленинграда (ГСПС) ходатайствует о закрытии пивных и лавок Центроспирта по субботам, воскресеньям и праздничным дням.

— В Шуе собрание рабочих просит УОНО включить в программу школ лекции о вреде алкоголизма и предлагает, сверх того запретить продажу спиртных напитков в дни выдачи зарплаты, организовать камеру вытрезвления, предавать гласности фамилии и место работы тех, кто появляется в общественном месте в пьяном виде; для спившихся организовать изолятор.

— Президиум Смоленского ГСПС признал необходимым постановку противоалкогольных докладов на общих союзных собраниях и на собраниях профактива, организацию лекций, инсценировок и т. п. на противоалкогольные темы; использование печати и стенгазет для борьбы с пьянством; ускорение организации в Заднепровском районе показательной советской чайной, а также широкой радиофикации культучреждений и рабочих жилищ.

— Учредительное собрание о-ва в Выборгском районе (Ленинград) требует показательного суда над пьяницами-хулиганами, устроившими побоище на Охте.

— Президиум Облстрахкассы (Ленинград) решил всех нарушающих санаторный режим пьяниц и буянов выписывать до срока. Выписанным будут производить вычеты из зарплаты за неиспользованное в санатории время.

— Завкомцы Свердловского аффинажного завода предлагают: изгнать пиво из культурно-просветительных учреждений и создать разумный отдых рабочему, удешевить фруктовые и минеральные воды.

Не уничтожив пьянства, не построим нового здорового быта

1 В одной из деревень Черниг. губ.



Hosted by uCoz