вязнее, оживленнее, речь их становилась быстрее, однако в письме обнаруживалась неровность почерка. В задачах получились грубейшие ошибки. Заучивание наизусть было затруднено, и при пересказе дети допускали явные бессмыслицы, так что 13—15-летние мальчики не в состоянии были передать своими словами содержание прочитанного. Детская беспризорность, жизнь на улице ведут к привычной пьянке. Последняя же приводит к тому, что мы называем детской «аморальностью», ранней преступностью. Пройдите в так называемые вспомогательные школы, учебные заведения для «трудно-вослитуемых» и поинтересуйтесь, почему они стали такими. Вы увидите, какую огромную роль в их умственной отсталости сыграла водка. Алкоголь «развязывает» язык, делает ребенка или подростка более оживленным, но разрушает его тело, притупляет мозг, лишает возможности учиться. И наши дети, наша молодежь, для которой сейчас учеба стоит на первом месте, должна вдуматься в приведенные выше данные, чтобы понять, как важно окончательно изгнать из обихода тот дурман, который веками прививался. Алкоголь мешает учебе. Но ведь учеба нашей молодежи есть ее труд. Она неразрывно связана с производством. И в учебу необходимо внести те же моменты ударничества, которые мы имеем на производстве среди наиболее сознательной массы рабочих, активно стремящихся провести социалистическую стройку — пятилетку в 4 года. А для этого надо иметь сильную волю и крепкое здоровье. Надо ясно оценить свое место в обществе, свой роль в строительстве социализма и выполнить ее. Алкоголь здесь играет самую губительную роль. Яд мозга, он как раз ослабляет волю, делает выпивающего малоустойчивым. И поэтому мы в алкоголе имеем в настоящее время особенно сильного врага молодежи, парализующего у нее сознание своей «общественной ценно 21 | сти» и значения в настоящий момент социалистической стройки. Для продуктивной работы нужны устойчивая воля и крепкое здоровье. И то и другое разрушаются алкоголем. Недаром особенно много больных было обнаружено при обследовании рабочей молодежи завода им. карла Маркса как раз среди «выпивающих». Пьяные мысли влекут за собой пьяные дела. АЛКОГОЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА.«Мне И лет. Я ученик 3 класса. Отец — рабочий. Я пил водку. Когда есть водка, тогда я пил. Пил дома. Первый раз пил на 8 году. Отец давал пить- Пил в каждую получку. Пил рюмочку водки и больше». Это из одной анкеты 11-летнего школьника. Это — ответ мальчика на вопрос о потреблении алкоголя. Такие ответы мы получили от многих школьников. Они показывают нам, как постепенно вырабатывается привычка к потреблению спиртным напитков. Первая ступень — семья. Первые поставщики алкоголя — отец и мать. Это они, родители!, во время питейных обычаев (на праздниках, именинах, свадьбе, с получки и в прочие «высокоторжественные» моменты жизни) угощают также ребенка. 75% детей в возрасте 10—13 лет ответили, что они знакомы со вкусом спиртных напитков. 35% указали, что их впервые угощал отец, 30% —мать, остальных познакомили со спиртными напитками родственники и 8 % —старшие товарищи. Вот одна характерная анкета, рисующая типичную бытовую картину алкоголизации подростка в рабочей семье: «14 лет, мальчик. Отец—рабочий, мать—ткачиха. Пил на праздниках и после получки отца. Я пил дома, а в госта не ходил и не пил. Я пил с 12 лет. Отец, мать давали пить после получки отца. Через 2 недели бывает 22 |