сти» и значения в настоящий момент социалистической стройки. Для продуктивной работы нужны устойчивая воля и крепкое здоровье. И то и другое разрушаются алкоголем. Недаром особенно много больных было обнаружено при обследовании рабочей молодежи завода им. карла Маркса как раз среди «выпивающих». Пьяные мысли влекут за собой пьяные дела. АЛКОГОЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА.«Мне И лет. Я ученик 3 класса. Отец — рабочий. Я пил водку. Когда есть водка, тогда я пил. Пил дома. Первый раз пил на 8 году. Отец давал пить- Пил в каждую получку. Пил рюмочку водки и больше». Это из одной анкеты 11-летнего школьника. Это — ответ мальчика на вопрос о потреблении алкоголя. Такие ответы мы получили от многих школьников. Они показывают нам, как постепенно вырабатывается привычка к потреблению спиртным напитков. Первая ступень — семья. Первые поставщики алкоголя — отец и мать. Это они, родители!, во время питейных обычаев (на праздниках, именинах, свадьбе, с получки и в прочие «высокоторжественные» моменты жизни) угощают также ребенка. 75% детей в возрасте 10—13 лет ответили, что они знакомы со вкусом спиртных напитков. 35% указали, что их впервые угощал отец, 30% —мать, остальных познакомили со спиртными напитками родственники и 8 % —старшие товарищи. Вот одна характерная анкета, рисующая типичную бытовую картину алкоголизации подростка в рабочей семье: «14 лет, мальчик. Отец—рабочий, мать—ткачиха. Пил на праздниках и после получки отца. Я пил дома, а в госта не ходил и не пил. Я пил с 12 лет. Отец, мать давали пить после получки отца. Через 2 недели бывает 22 | получка, и пьем все ребята и мой отец. Я пью за раз рюмки две водки и шва. Напивался пьяньгм пиво|м •своей варки». Вы видите, здесь характерное спаивание мальчика отцом с точным указанием на частоту потребления (через 2 недели)v когда бывает получка. В этот «знаменательный» день все ребята должны угощаться. Даже пиво сами изготовляют. В дореволюционное время угощение вином и спаивание детей были обыденным явлением в семьях трудящихся— рабочих и крестьян. В деревне с неизменной казенной монополькой, при беспробудном пьянстве дети тоже пили почта поголовно. Д-р Коровин обследовал в разных селах 358 школ, в которых училось свыше 22 ООО детей. Оказалось, что из мальчиков употребляли спиртные напитки 67,5!%, а из девочек — 46,2 %. 25% всех пьющих мальчиков и 5% девочек напивались допьяна. В городах дело обстояло не намного лучше. Д-р Григорьев обследовал в дореволюционное время ряд городских школ в Ленинграде (б. Петербурге). В одной школе из 43 школьников в возрасте 8—11 лет 37 пили водку, при чем 9 пили ежедневно. Подобные цифры получались и в других школах. Непьющих почти не было. Алкоголизм в школах был так распространен, что некоторые малыши приносили с собой водку и на переменах пили и закусывали. «Алкоголь,—писал д-р В. Я. Канель в своей книге «Алкоголизм и борьба с ним», — врывается в детскую жизнь, становится одним из факторо-в, окрашивающим детям в определенный цвет всю расстилающуюся перед ним действительность. При всяком удобном случае, едва только на столе появляется бутылка, из нее дают также и детям. Последние охотно' бегают в кабак за водкой и по дороге тянут из горлышка. Все чаще и чаще имеют место такие факты, когда родители вместо завтрака дают детям водки и после этого посылают их в школу. В школу пи |