Д-р Б.С. Сигал «Алкоголизм и молодежь», М.-Л.:1925

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 29   >>>

  

lie с первых дней жизни, всасывает в себя этот яд уже с молоком матери. В Германии даже грудным детям дают из соски пиво, у вас в деревнях самогонку.

„Алкоголь,—говорит д-р В. Я. Канель в своей книге „Алкоголизм и борьба с ним“,—врывается в детскую жизнь, становится одним из факторов, окрашивающим детям в определенный цвет всю расстилающуюся перед ним действительность “. „ Новорожденный ребенок,—пишет один немецкий старый учитель,—познает вкус водки, всасывая ее из груди матери; эта мать дышит прямо в рот ребенку парами выпитого спирта, этим одурманивает его для того, чтобы он крепче и больше спал. По мере роста ребенка ему начинают давать настоящую водку, сначала по каплям, а затем и стаканчиками, до опьянения. Под влиянием винных паров ребенок поет и пляшет, а родители радуются. Так идет дело, и при всяком удобном случае, едва только на столе появляется бутылка, из нее дают также и детям. Последние уже привыкли в водке, охотно бегают в кабак зА водкой и но дороге тянут из горлышка. Все чаще и чаще имеют место такие факты, когда родители вместо завтрака дают детям водку и после этого посылают их в школу. В школу питомец является уже с затуманенным взором, сидит бледный и сонный, жалуется на головную боль, на тошноту, его приходится отправлять домой—это ужасное потрясающее зрелище*.

Такова ярко изображенная в этих словах трагедия ребенка в той семье, где алкоголь вошел в обиход, как неот'емлемая принадлежность семьи. Так было в большинстве рабочих семей и у нас в России в дореволюционное время, когда, как писал д-р Григорьев, „редкий рабочий в Петербурге, если он обедает или ужинает

29

с семьей, сядет за стол без водки. При этом сам выиьет, поднесет жене, но и ребят-подростков не забудет

И у этих детей разрушается постепенно тело, страдает мозг, притупляются умственные способности.

Влияние алкоголя на успешность занятий

Мы видели, как распространен был алкоголизм среди детей школьников. И сейчас в деревнях редко найдется школьник, который не пил бы самогонки при случае или регулярно, а в городах, если не с самогонкой, то с пивом во всяком случае школьник уже имел возможность, при блогосклонной помощи добросердечного родителя, познакомиться.

К каким же результатам в отношении успешности в занятиях приводит употребление детьми спиртных напитков? По этому поводу сделаны многочисленные исследования. Вывод был определенный—алкоголь понижает успешность в занятиях, притупляет умственную способность.

Примеров можно было привести очень много. Так, заведующий школой в Вене, Байер, обследовал 591 ученика народной школы в Вене, при чем оказалось, что из 134 учеников, не употреблявших вовсе спиртных напитков, 41% оказали хорошие успехи, 49% учились удовлетворительно, а 9% неудовлетворительно; из 164 учеников, выпивавших при случае, 34% учились хорошо, 56% удовлетворительно, 9% неудовлетворительно. Чем чаще было употребление спиртных напитков, тем ниже была успешность в занятиях. Так, из 219 учеников, пивших ежедневно пиво, хорошие успехи наблюдались

зо