Д-р Б.С. Сигал «Алкоголизм и молодежь», М.-Л.:1925

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 28   >>>

  

в малых дозах, приносится алкоголь, то нежные мозговые нервные клетки рано начинают разрушаться, и работа мозга, высшего центра сознания, сФрадает. Это действие выражается тем сильнее еще потому, что кровеносные сосуды в мозгу у ребенка шире, к'рови и вместе с ним алкоголя притекает больше.

Острое отравление алкоголем, приступы белой горячки, падучей болезни и других тяжелых мозговых заболеваний наблюдались под влиянием пьянства у детей. Ученый Демэ описал ряд случаев падучей болезни у детей в возрасте 4— 10 лет под влиянием употребления алкоголя. Наблюдались приступы душевных заболеваний под влиянием алкоголя даже у детей в возрасте

1—2 лет. Отравление алкоголем и опьянение наблюдались не только у пьющих детей, но даже у детей, которые находились в комнате, насыщенной парами алкоголя.

Употребляющие алкоголь дети становятся малокровными, слабыми. Они отстают в росте, и у них рано начинают развиваться заболевания желудка, печени, сердца, и все те страдания, к которым приводит алкоголь взрослых. Особенно опасным у подростков является переходный период, период полового созревания, 16— 18 лет, который имеет глубокое влияние на душевную жйзнь подростка.

Даже умеренное употребление алкоголя, хотя бы и в малых дозах, чрезвычайно сильно отражается на умствевной работе в детском и юношеском возрасте, на его способности в занятиям и на успешности.

Все эти изменения тем ревче выражены, чем раньше ребенок приучается к алкоголю. А между тем, как мы видели, очень часто ребенок познает алкоголь чуть ли

28

lie с первых дней жизни, всасывает в себя этот яд уже с молоком матери. В Германии даже грудным детям дают из соски пиво, у вас в деревнях самогонку.

„Алкоголь,—говорит д-р В. Я. Канель в своей книге „Алкоголизм и борьба с ним“,—врывается в детскую жизнь, становится одним из факторов, окрашивающим детям в определенный цвет всю расстилающуюся перед ним действительность “. „ Новорожденный ребенок,—пишет один немецкий старый учитель,—познает вкус водки, всасывая ее из груди матери; эта мать дышит прямо в рот ребенку парами выпитого спирта, этим одурманивает его для того, чтобы он крепче и больше спал. По мере роста ребенка ему начинают давать настоящую водку, сначала по каплям, а затем и стаканчиками, до опьянения. Под влиянием винных паров ребенок поет и пляшет, а родители радуются. Так идет дело, и при всяком удобном случае, едва только на столе появляется бутылка, из нее дают также и детям. Последние уже привыкли в водке, охотно бегают в кабак зА водкой и но дороге тянут из горлышка. Все чаще и чаще имеют место такие факты, когда родители вместо завтрака дают детям водку и после этого посылают их в школу. В школу питомец является уже с затуманенным взором, сидит бледный и сонный, жалуется на головную боль, на тошноту, его приходится отправлять домой—это ужасное потрясающее зрелище*.

Такова ярко изображенная в этих словах трагедия ребенка в той семье, где алкоголь вошел в обиход, как неот'емлемая принадлежность семьи. Так было в большинстве рабочих семей и у нас в России в дореволюционное время, когда, как писал д-р Григорьев, „редкий рабочий в Петербурге, если он обедает или ужинает

29