—15 — Более сложные ошибки (неправильное прочтение нескольких букв) встречались чаще, чем более простые (неправильное прочтение только одной буквы). А с h высказывается, что алкоголь должен вреднее всего отзываться на умственной работе творчески активной, в то время как при рутинной деятельности и легко выполняемых механических занятиях ослабление работоспособности при употреблении алкоголя выступает в гораздо слабейшей степени. Маляревский дополнил опыт А ch'a. Он заставлял читать через щель в 19 m.m. шириной быстро появляющияся перед глазами буквы. В ИО случаях отмечалось число запоминаемых букв тотчас по восприятии их; в 10-и спустя—15 секунд; в 10-и—спустя 30 секунд и в 10-и—спустя 60 секунд. В результате, под влиянием алкоголя—резкое нарушение способности и запоминания букв, и правильности восприятия их. В 1910 г. были опубликованы результаты исследований д-ра V о g t’a 32) и влиянии приема от 15 до 50 к. с. алкоголя, разведенных в стакане воды, на способность запоминания, заучивания стихов. Даже от введения 15 к. с. алкоголя (!/з бутылки пива) отмечалось ослабление памяти, особенно резко обнаруживавшееся при введении алкоголя на тощий желудок. Aschaffenburg 33) изучал влияние незначительных количеств алкоголя на продуктивность работы наборщиков. Под опытом находились четыре привычных к алкоголю наборщика. В первые получаса определялась предварительно работоспособность их, выражающаяся количеством набранных в определенный промежуток времени букв. Учитывалось наро-стание работоспособности вследствие упражнения. После приема 200 грамм вина крепостью в 18°, что составит 36 грамм алкоголя, количество набираемых букв заметно уменьшалось, хотя сами наборщики ощущали | —16 — большую работоспособность. В действительности же понижение ея для одного и того же промежутка времени (V* часа) достигало в среднем 8,7°/о, наименьшее—4,7°/о и наибольшее—12,и°/о. Наблюдения проф. С. Fraen-кеГя над работающими на пишущих машинах дали такие же результаты. Уже по введении малых доз алкоголя число ошибок заметно возрастало. Изменения более сложной умственной деятельности от однократных небольших доз алкоголя исследовались директором Бернской семинарии I. I о s б'ом 34) в опытах его над 20 учениками от семнадцати до двадцатилетняго возраста. Ученики были разделены на 2 группы—получавшую вино и контрольную. Условия опыта—возвозможно одинаковые для всех учеников. Умственная работа заключалась в решении в уме арифметических задач, по содержанию касающихся различных сторон обыденной жизни; при выполнении задач требовалось напряжение и восприятия, и внимания, и сообразительности, и памяти. Каждый в течение опыта должен был решить 40 задач. Всего произведено было 16 опытов. Три опыта из 16-ти были поставлены без дачи спиртных напитков для предварительного, контрольного определения работоспособности. Однократная доза алкоголя, в виде вина или пива, была от ИО до 45 грамм. В первой серии опытов работоспособность, выражавшаяся числом правильно решенных задач, определялась тотчас по приеме спиртных напитков; во второй серии—спустя час, в третьей—2 часа и четвертой серии—спустя 3 часа. Оказалось, что в первой серии группа получивших спиртные напитки обнаружила в сравнении с контрольной незначительное, скоропреходящее повышение работоспособности, именно на 2,з°/о. При этом сами |