Д-ръ мед. И. Сажинъ. Наслѣдственность и спиртные напитки. СПб.:1908

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 37   >>>

  

- 37 -

е.ипртных напитков ведет за собой прямую алкоголизацию молодых поколений с первого дня появления их на свет. По по меньшее, если не более важное значение имеет то по радующееся постепенно с малых лет и как бы органически сливающееся затем с личностью отношение к спиртным напиткам, какое блогодаря могучему влиянию подражания, примера, внушения и воспитания вырабатывается при настоящих условиях. Передача привычек посредством примера, передача взглядов, традиций от одного поколения к другому составляет область социальной наследственности. Вот здесь то именно и открывается необъятно широкое поле действия социальной алкогольной наследственности в тесном смысле этого понятия.

Всякий социальный организм по существу своему есть подражательный и в обществах подражание, говорить Тард, играет роль аналогичную с наследственностью в физиологических организмах. Являясь важнейшей основой социальной жизни, подражание оставляет тем более глубокий след в психике подражателя, что оно всегда исходит от внутренняго к внешнему. Прежде совершения поступка в подражание кому-либо, в человеке должны возникать соответственные чувства, представления, желания и потребности, послужившия исходным началом этого поступка.

Подражание является результатом внушения, в огромнейшем большинстве случаев действующого незаметным образом, помимо всякого участия личного, ясного сознания. Лишь в последнее время начинает в точности и основательно выясняться то выдающееся значение, которое принадлежит внушению, как существенному фактору в социальной жизни отдельных лиц и народов. Внушение есть род психической заразы, по выражению профессора Бехтерева, микробы которой, хотя и не видимы под микроскопом, но тем не менее подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду, и передаются через слова, жесты, движения, поступки окружающих .ниц. Эта психическая варана заключается и непосредственной прививке к духовному „я“ другого лини, несметным для него образом, известных идеи, чувств, лущенных движений п иных психофизических СОСТОИШЬ. Дли Цере дачи внушения служит различные органы чуттп зрение

— :38 —

слух, вкус, обоняние, не исключая даже осязательного и мышечного чувств. Мимика, жесты, манеры, голос, акцент, зевота, кашель, чиханье, заикание, утоление жажды, голода^ удовлетворение возбуждаемого любопытства—вот ряд грубых, бросающихся в глаза образчиков того, что повседневно. ежечасно в обыденной жизни вызывает невольное стремление к подражанию, внушаемому окружающими.

Блогодаря тому, что действие внушения проявляется невольно, и при всевозможных условиях, не требует вообще никаких доказательств, не нуждается в участии логики— пути распространения его несравненно многочисленнее и разнообразнее, нежели передача мыслей посредством убеждения. Поэтому-то человек незаметно для себя проникается в известной мире чувствами, суевериями, предубеждениями, склонностями, идеями и даже особенностями характера, свойственными окружающим его лицам, с которыми он находится в более или менее тесном общении.

Сила внушения тем интенсивнее, чем бдлыиим авторитетом, доверием, симпатией, привязанностью пользуется тот, от кого внушение исходит.

О степени заразительности внушения можно судить по тому, что существуют эпидемии самоубийств и особая форма помешательства—наведенного, прививного (folie а deux). В первом случае внушение и взаимовнушение вызывают, как бы заражая, массовые самоубийства, во второмъ—помешательство нескольких лиц, прививающееся от одного к другому и наблюдавшееся иногда в целых семьях, состоящих из 4, 5, даже 8 человек. С другой стороны восприимчивость к внушению, внушаемость наиболее проявляется, когда слабо действует элемент рассудочный, логики, когда подражающий находится в той или иной зависимости, подчинении, питает веру, доверие, относится с любовью к окружающим лицам, невольному внушению которых он подвергается. Вот почему, столь глубоко и могуче может быть влияние, оказываемое примерами и поступками отца, матери, родных, семейных, педогогов, воспитателей, товарищей по школе, друзей и добрых знакомых.

Вот почему, становится понятным отмеченный д-м Л. Коровиным ужасный факт, что семья и школа служат