Д-ръ мед. И. Сажинъ. Наслѣдственность и спиртные напитки. СПб.:1908

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 36   >>>

  

36 —

чиная с нескольких капель и затем повышая дозу. В основе этого нередко лежит распространенное в народе суеверие, что, если давать водку маленьким, то большими они ее пить не будут. Не ведая о сильнейшем ядовитом действии спиртных напитков на развивающийся детский организм, родители иногда поощряют даже ребенка выпи-вать один или несколько глотков (а часто и более) вина за едой и забавляются тем болезненным оживлением, какое дитя обнаруживает после этого. В зажиточных классах поят детей вином с блогой целью укрепления для аппетита, для сна, от слабости, от желудка, золотушных, рахитиков, малокровных, ослабленных различными болезнями и т. д.

Для аппетита и укрепления полагается — хинное вино, портвейн, малага, херес, коньяк, от простуды и для пота—малиновка, от поноса — красные вина, черемуховая наливка, от глистовъ—рябиновка и т. д. И все это щедро дозируется по блогоусмотрению, основанному на собственных симпатиях к этому завлекающему, наркотическому яду. Вот один из приводимых доктором Горячкиным примеров, которые приходится встречать далеко не редко.

Девочка 5 лет, из интеллигентной, зажиточной семьи, получает уже с первого года жизни то портвейн, то малагу, то коньяк; начали давать вино во время болезни, по назначению врача, продолжали же затем по собственному усмотрению. Теперь она пьет ежедневно не менее 2-х рюмок портвейну и чайную ложку коньяку; недавно как то по случаю праздника ей дали 5 рюмок портвейну и рюмочку ликеру. Новый год ребенок встретил с бокалом шампанского в руке. Всегда пьет вино с удовольствием, после чего оживляется и веселеет, обычно же вяла и апатична. Из 1671 ребенка, пользовавшогося амбулаторно в детской больнице Св. Ольги в Москве, 506 получали уже спиртные напитки. До года—51, до 2-х летъ—90, до 5— 209 и свыше 5 лет 156 детей. Знакомство с алкоголем и часто очень близкое среди учащейся молодежи-общеиз-вестный факт. В настоящее время, к сожалению, уже сама школа должна служить объектом борьбы с алкоголизмом.

Таким образом, унаследованный традиционно ложный взгляд на блогодетельные при всяком случае свойства

- 37 -

е.ипртных напитков ведет за собой прямую алкоголизацию молодых поколений с первого дня появления их на свет. По по меньшее, если не более важное значение имеет то по радующееся постепенно с малых лет и как бы органически сливающееся затем с личностью отношение к спиртным напиткам, какое блогодаря могучему влиянию подражания, примера, внушения и воспитания вырабатывается при настоящих условиях. Передача привычек посредством примера, передача взглядов, традиций от одного поколения к другому составляет область социальной наследственности. Вот здесь то именно и открывается необъятно широкое поле действия социальной алкогольной наследственности в тесном смысле этого понятия.

Всякий социальный организм по существу своему есть подражательный и в обществах подражание, говорить Тард, играет роль аналогичную с наследственностью в физиологических организмах. Являясь важнейшей основой социальной жизни, подражание оставляет тем более глубокий след в психике подражателя, что оно всегда исходит от внутренняго к внешнему. Прежде совершения поступка в подражание кому-либо, в человеке должны возникать соответственные чувства, представления, желания и потребности, послужившия исходным началом этого поступка.

Подражание является результатом внушения, в огромнейшем большинстве случаев действующого незаметным образом, помимо всякого участия личного, ясного сознания. Лишь в последнее время начинает в точности и основательно выясняться то выдающееся значение, которое принадлежит внушению, как существенному фактору в социальной жизни отдельных лиц и народов. Внушение есть род психической заразы, по выражению профессора Бехтерева, микробы которой, хотя и не видимы под микроскопом, но тем не менее подобно настоящим физическим микробам, действуют везде и всюду, и передаются через слова, жесты, движения, поступки окружающих .ниц. Эта психическая варана заключается и непосредственной прививке к духовному „я“ другого лини, несметным для него образом, известных идеи, чувств, лущенных движений п иных психофизических СОСТОИШЬ. Дли Цере дачи внушения служит различные органы чуттп зрение