— 487 — еръ», отметив в 1901 году ничтожную деятельность попе-чительств, писала: «Это и неудивительно, если принять во внимание состав попечительств, состоящих из отягощенных иными обязанностями должностных лиц, при ничтожном участии общественного элемента. Между тем такое сложное и живое дело, как устройство чтений, издание народных книг и пр., требует для удовлетворительной своей постановки непременного участия такого элемента. Для успешного ведения подобной работы нужно слишком много любви и интереса к ней и к той среде, для которой она делается, слишком много знания этой среды и живого отношения к ней, чтобы возлагать все дело на губернский комитет, составленный по образцу других провинциальных правительственных коллегиальных учреждений. Считая культурную деятельность, намеченную в задачах попечительств, сильнейшим орудием борьбы с пьянством, надо прийти к заключению, что из всех правительственных мероприятий, имеющих целью уменьшение его, главным должно являться коренное видоизменение попечительств о народной трезвости». Из разных мест России шла масса жалоб на состав попечительств и на вытекающую отсюда безплодность их работы по борьбе с пьянством. Проф. Озеров в обширной статье, посвященной казенной винной монополии и напечатанной в 1901 году, приводит ряд отзывов о деятельности попечительств, отзывов, настолько характерных, что мы решаемся их тут привести. Из одного места восточной губернии пишут: «Сами комитеты, состоя лишь из лиц, официально назначенных, никакой почти жизненности не обнаруживаютъ». Из другого места пишут: «Дело, конечно, быстрее бы подвигалось, если бы в состав попечительств входили не чиновники, и без того занятые своим делом, а люди более или менее свободные и преданные делу». Такой состав попечительств не только тормозит их начинания, но и там, где попечительства проявляют свой деятельность, иногда их состав оказывает неблогоприятное влияние, по словам некоторых корреспондентов, на самый характер развлечений, устраиваемых попечительствами. Из Орска, | — 488 — Оренбургской губ., сообщают: «Жаль, что устраивающая развлечения интеллигенция имеет в виду не столько народную пользу, сколько собственное развлечение». Из Пермской губернии высказывают совершенно правильную мысль, что наиболее заинтересованным, повидимому, ведомством в борьбе с алкоголизмом является Министер' ство Финансовъ—от него по преимуществу идет и инициатива, а во главе комитета поставлены представители Министерства Внутренних дел, которые, не будучи ничем заинтересованы, кроме распределения попавших в их распоряжение денег, и по своей натуре склонные более к задержке жизненных проявлений, чем к прогрессу, свели все дело к канцелярщине. Насколько неразборчиво совершается иногда выбор попечителя о народной трезвости, свидетельствуют факты, неоднократно приводимые корреспондентами о том, что в попечители попали завзятые и известные всей округе пьяницы. Так, из Полоцкого уезда, Витебской губернии, сообщают об одном попечителе, как о страшном пьянице, а другой попечитель обвинялся в укрывательстве тайного винокурения; из Ковенской губернии пишут об одном попечителе, который слывет за горького пьяницу, а народу проповедует воздержание; из Лебедянского уезда корреспондент сообщает, что там выбор в попечители о народной трезвости был поручен земским начальникам, и в одном селе был избран в члены-соревнователи горький пьяница, на которого постоянно жаловался сиделец в местной лавке за учиненные им безобразия». Общественное мнение безповоротно осудило и состав, и деятельность попечитфльств о народной трезвости. Откликом этого осуждения и служит проект об упразднении по-печительств о народной трезвости, внесенный в Государственный Совет В. П. Череванским за подписью 39 членов совета. Проект предлагает принять решительные меры по отношению к попечительствам: они подлежат закрытию, имущество их ликвидируется й передается в распоряжение городских и земских общественных учреждений на цели народного образования или народного здравия. Объяснительная |