— 488 — Оренбургской губ., сообщают: «Жаль, что устраивающая развлечения интеллигенция имеет в виду не столько народную пользу, сколько собственное развлечение». Из Пермской губернии высказывают совершенно правильную мысль, что наиболее заинтересованным, повидимому, ведомством в борьбе с алкоголизмом является Министер' ство Финансовъ—от него по преимуществу идет и инициатива, а во главе комитета поставлены представители Министерства Внутренних дел, которые, не будучи ничем заинтересованы, кроме распределения попавших в их распоряжение денег, и по своей натуре склонные более к задержке жизненных проявлений, чем к прогрессу, свели все дело к канцелярщине. Насколько неразборчиво совершается иногда выбор попечителя о народной трезвости, свидетельствуют факты, неоднократно приводимые корреспондентами о том, что в попечители попали завзятые и известные всей округе пьяницы. Так, из Полоцкого уезда, Витебской губернии, сообщают об одном попечителе, как о страшном пьянице, а другой попечитель обвинялся в укрывательстве тайного винокурения; из Ковенской губернии пишут об одном попечителе, который слывет за горького пьяницу, а народу проповедует воздержание; из Лебедянского уезда корреспондент сообщает, что там выбор в попечители о народной трезвости был поручен земским начальникам, и в одном селе был избран в члены-соревнователи горький пьяница, на которого постоянно жаловался сиделец в местной лавке за учиненные им безобразия». Общественное мнение безповоротно осудило и состав, и деятельность попечитфльств о народной трезвости. Откликом этого осуждения и служит проект об упразднении по-печительств о народной трезвости, внесенный в Государственный Совет В. П. Череванским за подписью 39 членов совета. Проект предлагает принять решительные меры по отношению к попечительствам: они подлежат закрытию, имущество их ликвидируется й передается в распоряжение городских и земских общественных учреждений на цели народного образования или народного здравия. Объяснительная | 489 — записка к проекту дает суровую оценку деятельности попе-чигельств, безпощадно вскрывает всю безплодность • затрат на работу этих бюрократических органов. Три задачи возложены были на попечительства о народной трезвости. Они обязаны, во-первых, наблюдать за выполнением правил о торговле крепкими напитками; во-вторых, они должны принимать меры для отвлечения народа от злоупотребления спиртными напитками, и, в-третьих, наконец, в круг их обязанностей входило принятие мер по лечению алкоголиков. Что касается первой задачи надзора за выполнением правил относительно продажи питей, то оно совершенно не удалось попечительствам. Министерство Финансов отнюдь не отрицает, что тайная продажа вина процветает, и этому совершенно не мешает «зоркий» глаз попечительств. А вот и недурная иллюстрация к деятельности попечительств в области раскрытия шинкарства. Вь 1903 году за открытые членами попечительств нарушения правил о продаже вина поступило, согласно уставу попечительств, в их рессурсы всего 278 рублей. Между тем в означенном году действовали 651 комитет. И было бы странно, конечно, ожидать, что члены комитета, занимающие высшие посты в губернии, будут заниматься выслеживанием корчемников, будут брать на себя далеко неприятные, чисто полицейския обязанности. В деле отвлечения народных масс от пьянства попечительства не в состоянии похвастать более сзрьезными успехами. Попечительства, правда, открывали чайные-столовые. Число их в 1903 году достигло 3796, от 7 до 128 на губернию. В 1910 году их было уже только 1151. Но все эти учреждения несут убыток в размере приблизительно 200— 250 руб. на каждое. Вряд ли, конечно, можно думать, что эти чайные и столовые, разбросанные часто на сотни верст одна от другой, в состоянии играть хотя бы ничтожную роль в деле отрезвления народа. Число посетителей чайных из года в год падает. В 1902 году чайные насчитывали 63.439 посетителей, в 1910 году только 26.527. Попечительства располагают еще в целях борьбы с пьянством библиотеками и библиотеками-читальнями. Первых |