— 486 — управы, два депутата от губернского земского собрания и городской голова губернского города. В уездный комитет попечительства о народной трезвости вошли: в качестве председателя—уездный предводитель дворянства и в качестве членов: депутат от духовного ведомства, начальники средних учебных заведений, инспектора народных училищ, уездный член и товарищ прокурора окружного суда, полицмейстер, исправник, уездный воинский начальник, помощник начальника жандармского управления, участковые земские начальники, податные инспектора, непременный член уездного по крестьянским делам присутствия, уездный или городовой врач, почетные мировые судьи, участковые мировые судьи, городские судьи и... акцизный чиновник. Кроме того, председатель уездной земской управы, два депутата от уездного земского собрания, городской голова или—в уездных комитетах губернских городов, член городской управы. Мы нарочно привели этот длинный перечень участников комитета. Из него ясно вытекает, на какую безплодную работу обречены только что названные учреждения. Участвующие в комитетах чины различных ведомств слишком сильно завалены своими прямыми служебными обязанностями, чтобы они могли еще уделять внимание такому маловажному на их. взгляд вопросу, как борьба с пьянством. Участие общественных сил в проведении реформы, необходимость общественного котроля,—эти слова звучат насмешкой при подобном составе комитетов. Два-три общественных деятеля, принимающих участие в комитетах, растворяются в целом море чиновного люда. Не могли изменить чисто бюрократического характера попечительств почетные члены и члены соревнователи: ведь в организации дела они принимали очень мало участия. Состав попечительств очень скоро вызвал против себя нападки. Слишком ясно было, что при таких членах комитеты ничего не сделают для отрезвления народа. Уже первые шаги деятельности попечительств вызвали резкую отповедь со стороны прогрессивных деятелей. Газета «Северный Курь- | — 487 — еръ», отметив в 1901 году ничтожную деятельность попе-чительств, писала: «Это и неудивительно, если принять во внимание состав попечительств, состоящих из отягощенных иными обязанностями должностных лиц, при ничтожном участии общественного элемента. Между тем такое сложное и живое дело, как устройство чтений, издание народных книг и пр., требует для удовлетворительной своей постановки непременного участия такого элемента. Для успешного ведения подобной работы нужно слишком много любви и интереса к ней и к той среде, для которой она делается, слишком много знания этой среды и живого отношения к ней, чтобы возлагать все дело на губернский комитет, составленный по образцу других провинциальных правительственных коллегиальных учреждений. Считая культурную деятельность, намеченную в задачах попечительств, сильнейшим орудием борьбы с пьянством, надо прийти к заключению, что из всех правительственных мероприятий, имеющих целью уменьшение его, главным должно являться коренное видоизменение попечительств о народной трезвости». Из разных мест России шла масса жалоб на состав попечительств и на вытекающую отсюда безплодность их работы по борьбе с пьянством. Проф. Озеров в обширной статье, посвященной казенной винной монополии и напечатанной в 1901 году, приводит ряд отзывов о деятельности попечительств, отзывов, настолько характерных, что мы решаемся их тут привести. Из одного места восточной губернии пишут: «Сами комитеты, состоя лишь из лиц, официально назначенных, никакой почти жизненности не обнаруживаютъ». Из другого места пишут: «Дело, конечно, быстрее бы подвигалось, если бы в состав попечительств входили не чиновники, и без того занятые своим делом, а люди более или менее свободные и преданные делу». Такой состав попечительств не только тормозит их начинания, но и там, где попечительства проявляют свой деятельность, иногда их состав оказывает неблогоприятное влияние, по словам некоторых корреспондентов, на самый характер развлечений, устраиваемых попечительствами. Из Орска, |